Глава Ваера — Люди, похожие на ослов

Дата: | Автор материала: рав Яаков Галинский

447
похожие на ослов

…В Сибири мне довелось понять истинность слов Гемары о ненависти невежд к мудрецам Торы… И более того, там сказано: «А тот, кто учился и ушел от учебы – ненавидит больше всего!» В Сибири я попал в руки к такому следователю НКВД, прожженному коммунисту, который учил Тору и ушел от учебы. Ну, насчет «учился» – я не сказал бы, что он был великим гением, знания были поверхностными и искаженными. Но их было достаточно, чтобы отравлять жизнь тем, кто находился у него под следствием.

Известна история, как один раввин пришел к Хафец Хаиму и сказал, что ему предложили преподавать Гемару в светской школе в его городе, отделению сети безбожников «Тарбут» (сеть светских школ с преподаванием на иврите, функционировавшая в Восточной Европе между мировыми войнами — прим. ред.). Раввин спросил, может быть, стоит согласиться, чтобы мальчики хотя бы знали Гемару…

Ответил ему Хафец Хаим: «Эти ученики в конечном итоге полностью отойдут от Торы и станут одними из гонителей веры». Коммунизм в то время невероятно тянул за собой. «Если они не будут ничего знать, в их руках не будет оружия против нас. Они будут подобны разбойникам с пустыми руками. Если же они будут учить Тору, – станут подобны вооруженным разбойникам!»

Ну вот, я и наткнулся на такого вооруженного разбойника…

«Скажи мне, — закричал он на меня, — как это вы раздуваете вражду против других народов, говорите, что неевреи подобны ослу, как сказано в главе Ваера: “А вы посидите здесь с ослом”!… Что это за чувство превосходства? Все люди равны, это основной принцип революции! Нет никакого превосходства – ни у аристократов, ни у капиталистов, ни у евреев!»

Отсюда, разумеется, следует, что если я согласен с тем, что сказано в Торе, я – контрреволюционер, которого нужно преследовать до полного уничтожения.

Я ему говорю: «Вы ошибаетесь, не понимаете прямого смысла сказанного!»

Он уселся в кресле поудобнее, нет ничего приятнее идеологического спора: «Ну-ка, ну-ка, объясни!»

«Честно говоря, — начал я, — все люди, что евреи, что неевреи, похожи на ослов».

«Что? – заорал он, — Да как ты смеешь!»

«А что вы возмущаетесь? – невинно спросил я. — Вы ведь утверждаете, что происходите от обезьяны…»

Он утих. Ну, действительно, обезьяна недалеко ушла от осла, какая разница.

«Продолжай», — велел.

«Сказано в книге Иова: “Диким осленком родится человек”. Это значит, что человек рождается диким и необузданным, как осленок. Но Раши комментирует: “Из дикого осленка – родится человек”. Это наша задача, наша роль в жизни: сделать из себя человека. Сказано в Торе: “И сказал Всевышний: сделаем человека”. Спрашивается, почему во множественном числе? Кому Он это сказал? Некоторые мудрецы комментируют, что он сказал это самому человеку: Я создаю тебя как дикого осленка, а ты сделай из себя человека! А в чем разница между ослом и человеком, как осленок может превратить себя в человека?»

«Ну-ну, — напрягся следователь, — и как же, интересно?» Так ему хотелось подловить меня на слове!

«Осел, — стал я объяснять, — живет данным мгновением, все его мысли направлены на удовлетворение его нужд и потребностей. Дикий осленок – это младенец после рождения. Плачет, когда он голоден, когда устал. Плачет, когда он мокрый или грязный. Дай ему то, что ему нужно – он успокаивается. А у человека есть в жизни цель, есть возвышенные духовные стремления. Понятно, что главная истинная цель – та, которую Творец раскрыл нам в Его святой Торе. Поэтому и сказано (Дварим, 29): “И сохраняйте слова этого союза и делайте их”, а в трактате Санедрин комментируют: как будто делайте самих себя…»

Тут уж он гневно прервал меня: «А у нас что – нет идеалов? Коммунизм – это не возвышенное стремление, мы не жертвуем ради него?!»

Еще как жертвуете, десятки миллионов человек принесли в жертву ради него… Но, разумеется, я не стал раздражать злодея в момент, когда он на волне успеха. Я сказал: «Я знаю, каков мой путь стать человеком, если у вас есть другой путь – идите по нему».

Следователь успокоился: «Ну, продолжай…»

«Наш путь – путь Торы, — продолжил я, — поэтому сказано: “Если нет муки – нет Торы, нет Торы – нет муки”. Спрашивает Яаавец: “Если нет муки – нет Торы” — это понятно. Крайняя бедность может свести человека с ума и заставить нарушить волю его Хозяина. Однако почему сказано, что “если нет Торы – нет муки”? Разве мало людей, у которых нет Торы, но при этом они очень богаты? И отвечает он: “Из муки делают хлеб. Это пища человеческая. Если же нет Торы – это не мука, это овес (еда для скота)!”

Поэтому, когда народ Израиля вышел из Египта и удостоился сбросить с себя ярмо рабства, они принесли на следующий день после Песаха омер (мучное приношение) из овса, поскольку это пища скота. Просто сбросить с себя ярмо рабства желает и осел, и лошадь. А вот когда они получили Тору в праздник Шавуот, они принесли хлеб из пшеницы, человеческую пищу. Потому что если есть Тора – есть и мука!»

«Вы… — кисло проворчал он, — у вас на все найдется ответ!»

«Верно, — подтвердил я, — если у вас есть еще вопросы, буду рад ответить!»

Но с тех пор он больше ко мне не приставал…

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=48072