Недельная глава Ваера — Не оглядывайся назад!

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

576
следовать

Недельная глава Ваера

«Убегай, спасай свою жизнь! Не оглядывайся назад!» (сказал ангел Лоту).

Дочь большого мудреца Торы рава Йехиеля Михля Файнштейна тяжело болела астмой. В момент астматического приступа ей требовался аппарат искусственной вентиляции легких, и этот прибор всегда находился у них дома. Были приобретены даже несколько таких приборов. Однажды у девочки начался приступ, стали срочно искать прибор – и не находят. Тем времен, приступ все больше усиливался, и в итоге девочка задохнулась. После ее смерти около ее кровати нашли три таких прибора! Как же их не нашли вовремя? Ведь если бы нашли, наверное, можно было бы предотвратить ее смерть.

Когда я пришел, как принято, утешать скорбящих, услышал, что они заново обсуждают этот момент, как же так, не нашли прибор, и не спасли ребенка…

Я стал рассказывать им, что еще до войны слышал урок великого рава Моше Розинштейна, духовного наставника ешивы в Ломжи. Он говорил, что есть некое противоречие: с одной стороны, «я верю полной верой, что Творец, благословен Он, совершал, совершает и будет совершать все деяния», и только Его следует благодарить за все. С другой стороны, на нас возложена обязанность трудиться и прикладывать все возможные усилия в каждом деле, как будто это мы действуем, делаем дела, и именно наши усилия приносят результаты. Как это так? Ответ в том, что есть закон: человек не может даже прикоснуться к тому, что приготовлено для другого. Постановление Всевышнего – истина, а весь наш труд – ложь, и вместе с тем, прикладывать усилия – это заповедь. Все это вещи давным-давно известные.

Но все это, говорил рав Моше Розинштейн, когда мы ведем речь об усилиях ради будущего. Когда же дело касается прошлого, здесь мы обязаны знать, что Творец, благословен Он, совершал, совершает и будет совершать все деяния. И когда человек думает, что, если бы он повел себя по-другому, то результат был бы другим – это уже граничит с отрицанием веры в Творца!

На следующий день я встретил рава Йеошуа Шкляра, и он сказал мне: «Я приходил утешать рава Михля, он сказал мне, что из всех, кто приходил, по-настоящему его утешил рав Яаков!»
Ну, разве это я его утешил? Это рав Моше Розинштейн его утешил…

И действительно, в «Мишлей» (16:1) так и сказано прямым текстом: «У человека выстраиваются (мысли) в сердце, а от Б-га – как выразить (их) языком».

Комментирует Раши: «Человек планирует и готовит свои слова в сердце, а когда приходит время говорить – Всевышний его умудряет Своими словами или если удостаивается дает ему хороший ответ.» Ведь сколько раз бывает, что человек планирует сказать то-то и то-то, привести такие доводы и такие доказательства, утверждать так-то и так-то, а в итоге слова у него путаются, и он говорит что-то другое. И сколько раз он потом ругает себя: «Почему я не сказал так-то, почему не привел такой-то довод?», и не понимает, что  «от Б-га  — выразить их языком». Свыше было постановлено, что именно так он ответит, именно эти слова скажет! Да и сам я сколько раз планировал выступать на одну тему, а потом увлекался и переходил на совершенно другую. А в конце подходил ко мне человек и благодарил: мои слова дали ему ответ на трудный вопрос или решение некоей проблемы, которая его мучила не один день! И так происходило не раз, и не два…

Когда Веспасиан спросил раби Йоханана бен Заккая о его желании, тот попросил оставить в живых город Явне и его мудрецов, вместо того, чтобы попросить снять осаду с Иерусалима. Почему он так сделал? То ли подумал, что если попросит слишком много – не получит ничего, то ли, как сказано у Йешаяу (44:25) «(Б-г) заставляет мудрецов отступить назад и оглупляет их разум».

Объясняет Маарша в трактате Гитин (56б), что из-за грехов поколения Всевышний побудил раби Йоханана дать именно такой ответ.

Мы знаем, что у любой идеи есть источник в письменной Торе. Так что и эта идея приведена в ней: «Не оглядывайся назад». Не трать время на чувство вины и мысли на тему «может быть, нужно было сделать по-другому», а живи настоящим моментом, устреми взгляд вперед, и с этого момента и далее – старайся исправлять и просчитывать свое поведение.

В «Пиркей де-раби Элиезер» (25) сказано, что Лоту было запрещено оглядываться назад, поскольку Шехина Всевышнего спустилась на Содом и Аморру, чтобы сжечь их огнем и серой.

Это и есть наш урок: когда человек оглядывается назад, он видит, что все, что произошло – это деяния Шехины, все в руках Небес, Всевышний совершал, совершает и будет совершать все деяния!

В этом и заключается глубокий смысл слов раби Меира (Коэлет Раба. 5:20): «Когда ребенок приходит в этот мир, его кулачки сжаты, он как бы говорит: «Весь этот мир – мой, я получаю его!», а когда человек покидает этот мир, его ладони открыты, он как бы говорит: «Ничего я не получил от этого мира». Как учит нас царь Шломо (Коэлет, 5:14): «Как вышел голым из живота матери, так голым и вернется, и ничего, из плодов трудов своих, не сможет взять с собой»».

Когда человек рождается, он думает, что он будет трудиться, он добьется этого, достигнет того, он будет действовать, он приобретет… А в час смерти, когда он пересматривает свою жизнь, понимает, что все это делал Всевышний. И особую милость Всевышний проявляет, засчитывая деяния человеку, как будто он действительно что-то делал: «От Тебя, Всевышний, благоволение, — ведь Ты вознаграждаешь каждого по его делам» (Теилим, 62)!

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=89820