Глава Ве-Зот а-Браха — Радуйся, Звулун

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

215
звулун

«Радуйся, Звулун, при выходе своем, а Иссахар – в шатрах своих» (Дварим, 33:18).

Пишет Раши, что колено Иссахара и колено Звулуна заключили договор: «Звулун будет обитать на берегу моря» — будет выходить на кораблях в море, а добычу будет делить с коленом Иссахара, будет кормить и обеспечивать его. А колено Иссахара будет сидеть и учить Тору [у Звулуна будет удел в Торе Иссахара]. Поэтому Звулун и упомянут прежде Иссахара, поскольку Тора Иссахара была в заслугу Звулуна.

Я слышал, что как-то раз один человек пришел к великому раву Аарону Лейбу Штейнману и попросил благословить его на богатство, обещая при этом широко поддерживать учащих Тору, подобно соглашению Иссахара и Звулуна.

«Вы считаете меня таким дураком?» – улыбнулся рав.

«Почему вы так говорите, рав? – обиделся тот. — Я обязуюсь поддерживать учащих Тору, обещаю!»

«Не дай Б-г, я вовсе не подозревал вас, — ответил рав, — однако, если мое благословение действительно обладает силой, зачем мне благословлять вас богатством, чтобы вы поддерживали изучающих Тору, я мог бы благословить их напрямую!»

Тот онемел. Да, об этом он не подумал…

Один из присутствующих решил поддержать его: «Рав, он хочет, чтобы богатство проходило через него, чтобы удостоиться заповеди поддерживать Тору!». Ну, хорошая идея.

Однако рав ответил: «А я так понимаю, что он хочет сдачу…»

Один человек молился и умолял Всевышнего: «Владыка мира, я купил лотерейный билет. Пожалуйста, помоги мне получить главный приз, двадцать миллионов шекелей. Я обещаю, что десять из них отдам на цдаку и поддержку Торы!

А, Ты не веришь, опасаешься, что я не выдержу испытания и заберу все себе? Ну ладно, дай мне только мои десять миллионов!»

Да, не это имеется в виду в договоре Иссахара и Звулуна!

Я слышал от рава Деслера, что все пророчества наших пророков, касались не собственно внутренней сути Будущего мира, а только его предтечи – времен Машиаха. Если мы уподобим Будущий мир знатоку Торы, то времена Машиаха сравнимы с внешней связью с мудрецом Торы, например, обеспечивать его или выдать дочь за него. Все это еще не означает возможность постичь Тору этого мудреца. Это лишь связь с его внешней частью. Обеспечивающий мудреца Торы становится причастным к его Б-жественной Торе, и тем самым устанавливает свою связь с Грядущим миром.

Поэтому пророки видели только награду тех, кто сделали себя «инструментами» — средствами поддержки мудрецов Торы, обеспечивая их материальные нужды.

Это и есть суть соглашения Звулуна и Иссахара.

А с этой точки зрения человек может быть «Иссахаром и Звулуном» для самого себя, если его еда и питье, сон и даже работа – это «инструменты» для его учебы!

Вот, что я вам расскажу. Как-то раз, когда я был в Нью-Йорке, я пришел к одному владельцу предприятия, в доме которого объединились Тора и богатство. Он был и удачливым бизнесменом, и при этом – знатоком Торы. Он дал мне очень приличную сумму на поддержку учреждений Торы, и я спросил его, как он удостоился такой жизни – и богатства, и почета, как сказано: «истинный почет – это только Тора», и такой замечательной семьи: все его дети – бней Тора.

Он рассказал мне: «Когда я женился, продолжил учиться в колеле. Через несколько лет закончилось время, когда мой тесть обязался содержать нас, и он купил на мое имя предприятие. Оно открывалось в девять утра. Я же решил начать день с двух часов учебы – с восьми до десяти. Попросил жену открывать и находиться там час – до десяти. Она с радостью согласилась. В первый час обычно нет особых хлопот. Однако, когда я пришел в десять, она сказала мне: “Ты не представляешь, сколько людей звонило, сколько решений нужно было принимать! А я ведь не имею права решать. Пожалуйста, давай ты будешь открывать, а учиться пойдешь с десяти до двенадцати”. Что ж, я согласился.

Пришел в девять, открыл. Полная тишина. Никто не звонит. В десять пришла моя жена. Когда я вернулся в двенадцать, она стала жаловаться: “Слушай, было столько звонков, люди требовали ответа, а что мне было делать?” Я удивился: вчера я был здесь в это время, и делать было практически нечего.

А потом понял. Стукнул по столу и сказал: “Мистер Сатан, кто управляет предприятием — я или ты? Я не дам тебе управлять моей жизнью! Хоть лопни, я сдаваться не буду! Назло тебе буду учиться каждый день с восьми до двенадцати, а кому очень нужно со мной поговорить – пусть подстраивается!”

Так и пошло. Поставщики и покупатели очень быстро поняли, что со мной можно говорить после обеда и далее. Вначале моя жена была с утра на заводе, теперь управляющий, а я каждый день полдня посвящаю Торе. Потому, что я вырвался из-под ига дурного начала и стал свободным!»

С тех пор до обеда он «Иссахар», а после обеда – «Звулун».

«Может быть, вы не знаете, — сказал я ему, — Но вы получаете награду за изучение Торы двадцать четыре часа в сутки! Ведь Хафец Хаим доказывает из Гемары (Бава Меция, 91б), что когда человек работает в чужом винограднике, он имеет право есть виноград только во время работы. Но когда он идет из одного виноградника в другой, считается, что он как бы продолжает работу, и ему разрешается есть. Точно так же, если человек ест, спит и даже работает, ради того, чтобы продолжать учить Тору, это засчитывается ему, как будто он в это время тоже учится.

Еще одно доказательство Хафец Хаим приводит из запрета переносить предмет на расстояние в четыре локтя в общественном владении (в Шаббат). Если же человек, пройдя два локтя, остановился отдохнуть – он не нарушил запрет. Однако если он остановился, чтобы положить ношу поудобнее – нарушил, поскольку это считается не остановкой, а продолжением пути.

И еще одно доказательство приводится от его имени: сказано в трактате Моэд Катан (28а), что ангел смерти не мог забрать душу раби Хии, поскольку тот постоянно занимался Торой. Так что ему пришлось раскрыться раби Хие и попросить оказать ему услугу – отдать свою душу.

Нужно понять – разве раби Хия никогда не спал и никогда не заходил, скажем, в туалет, в место, где запрещено размышлять о Торе? Ответ в том, что, поскольку Тора была главным стрежнем его жизни, все, что он делал – делал для нее и ради нее, ему засчитывалось это, как будто он учился беспрерывно!»

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=55210