Глава Корах — Четвертый грех

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

548
мишпатим

«И услышал Моше, и пал ниц» (Бемидбар, 16:4).

Объясняет Раши: из-за раздора, потому что это было уже четвертым грехом. Согрешили, сделав золотого тельца: «Моше стал умолять Г-спода, Б-га своего». Согрешили, когда стали роптать: «Моше помолился Г-споду…». Согрешили, послушавшись разведчиков: «Моше сказал Г-споду: услышат египтяне…». А когда Корах начал свой раздор, у Моше просто опустились руки. Это подобно царскому сыну, который согрешил против отца, и его приближенный уговорил царя простить его. В первый раз, во второй и в третий. Когда сын нарушил в четвертый раз, у приближенного опустились руки: «До каких пор я буду утруждать царя, — сказал он, — может, он вообще больше не захочет меня слушать!»

На первый взгляд, каждый грех произошел по своей причине. В грехе с тельцом – они были очень растеряны из-за того, что Моше вовремя не вернулся, и Сатан показал им образ его гроба в воздухе. Он перемешал весь мир и показал им тьму. Да еще и эрев рав соблазнили их согрешить. В грехе ропота против Всевышнего – это были злодеи, которые их настроили, да и путь был тяжелым. В грехе разведчиков – «наши братья ослабили наши сердца»…

Но что я вам скажу? Я работал машгиахом в ешиве. Как-то раз спрашиваю учащегося: «Почему ты сегодня утром не был на молитве?» Он ответил: «Рав, я вчера был на свадьбе и плясал от всей души, радовал жениха. Вернулся домой после полуночи, совершенно без сил. Ну, и встал поздновато…»

«Ну, хорошо. А вчера?»

«Вчера я как раз встал вовремя. Но срочно понадобилось в туалет, а когда вышел – молитва уже началась…»

Что делать, человек есть человек. «А позавчера?»

«Позавчера… что же там было… А, вспомнил! Я проснулся и увидел, что кружка для омовения рук разлилась. А ведь нельзя проходить четыре шага без омовения рук. Так что мне пришлось ждать, пока кто-нибудь вернется после завтрака и принесет мне кружку с водой!»

Ну, на таких праведниках, как он, стоит мир. И выглядит соответственно.

Я ему сказал: «Давай поучим отрывок трактата Хагига (3б): “Кто такой шотэ (ненормальный, сумасшедший — о нем сказано, что он освобожден от всех заповедей и от наказания за их нарушение, и его сделки купли-продажи недействительны)? Тот, кто идет ночью в одиночку, и ночует на кладбище, и рвет на себе одежду”. Объясняет Гемара, что если человек ночует на кладбище, это еще не доказывает, что он ненормальный. Может быть, он желает получить духовную нечистоту (см. Нида, 17а), которая поможет ему колдовать. Если он вышел ночью в одиночку – может быть, хочет подышать воздухом. Если он порвал на себе одежду – может, глубоко задумался и по рассеянности сделал это. Однако, если он сделал все это вместе – он подобен быку, который забодал другого быка, осла и верблюда, и стал опасным для всех животных.

А почему бы нам не сказать, что он хочет колдовать, и решил подышать воздухом, и еще и глубоко задумался? Ответ: зачем искать три причины, если есть один ответ на все? Он сумасшедший, и все на этом».

Подобен этому случай, когда человек обращается к врачу и говорит, что у него болит голова, есть температура и сыпь по всему телу. Глупый врач будет лечить каждый симптом в отдельности. Даст таблетки от головной боли, жаропонижающее и таблетки от аллергии. А умный врач поймет, что у всех симптомов есть одна и та же причина, и будет лечить от болезни, которая так проявляется. Проблема в том, что нет таблеток, которые помогают встать на молитву вовремя.

Поэтому-то «услышал Моше, и пал ниц», ведь это был уже четвертый грех. Верно, каждый – по своей причине, но общим знаменателем там было «царский сын, который согрешил против отца», Б-же помилуй!

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=52120