Глава Хукат — «Нет хлеба и нет воды»

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

558
нет хлеба

«Народ стал роптать на Б-га и Моше: «Зачем вы увели нас из Египта – чтобы мы умерли в пустыне? Ведь (здесь) нет ни хлеба, ни воды» (Бемидбар, 21:5).

Очень странно. «Нет хлеба»? Каждый получал ман в размере омер (два с четвертью килограмма) на человека, кто может столько съесть за день? Но более того – он скапливался горами высотой в шестьдесят амот, с двенадцатиэтажный дом, так, что его видели издалека. И это называется – нет хлеба?!

А что с водой?

Как известно, их сопровождал колодец Мирьям. Но если вам представляется колодец, из которого ведрами доставали воду, и все стояли в очереди, чтобы попить, то давайте произведем расчет. Хафец Хаим сказал, что нам известно, что из Египта вышло около пяти миллионов человек (шестьсот тысяч мужчин, вдвое больше женщин, и вдвое больше стариков и детей), не считая детей, умерших во время казни тьмой, и эрев рав (присоединившихся к ним неевреев), которых, по расчетам наших мудрецов, было от миллиона двести до двух миллионов четыреста тысяч. Кроме того, у них было огромное количество крупного и мелкого скота (поскольку перед казнью мором египтяне продали евреям свой скот практически за бесплатно). И не было ни одного из народа Израиля, у кого не было бы менее девяноста ослов, нагруженных сокровищами Египта. Девяносто умножить на шестьсот тысяч – получается пятьдесят четыре миллиона ослов.

Теперь предположим, что было минимум десять миллионов евреев и эрев рав, хотя на самом деле было гораздо больше. И что у них было пятьдесят миллионов животных, крупного и мелкого скота, ослов и верблюдов, хотя на самом деле было намного больше. И, скажем, каждому требуется полминуты, чтобы напиться. Если бы они на самом деле стояли в очереди, то каждый мог бы попить только раз в пятьдесят пять лет!

Значит, необходимо понять, что это не был один маленький колодец. Тосефта в трактате Сукка рассказывает, что этот источник превратился в полноводные реки, которые окружали стан народа Израиля, и по ним передвигались на лодках и т. п. Об этом прямым текстом сказано в Теилим (114): «Превращающий скалу в водоем»!

И это называется – нет воды?!

Значит, следует принять объяснение Рабейну Бахье: они жаловались, что у них нет складов еды и естественных источников воды, как у других народов, а лишь чудесный источник пищи, хлеб с Небес, который опускался каждый день, и запрещалось оставлять его до утра следующего дня.

Почему это было именно так? Спросили ученики раби Шимона бар Йохая: почему ман не выпадал раз в год? [Ведь мы знаем (Кидушин, 38а), что лепешки, которые они вынесли с собой из Египта, имели вкус мана, и их хватило на целый месяц. И еще один раз им хватило на месяц мана, который остался в их сосудах – со дня смерти Моше рабейну 7 Адара, до 16 Нисана]. Ответил им раби Шимон: «Я приведу вам пример, на что это похоже. Был один царь, у которого был один-единственный сын. Царь постановил, что сын будет получать на пропитание раз в год, и сын встречался с отцом только раз в год. Тогда царь постановил, что тот будет получать пропитание каждый раз на один день, и сын стал приходить к отцу каждый день. Так и народ Израиля: каждый, у кого было четыре-пять детей, волновался, а вдруг не упадет ман с неба, и все умрут с голоду. И получалось, что все направляли свои сердца к своему Небесному Отцу».

Еще сказано: «Мы помнили рыбу, которую ели в Египте бесплатно» (Бемидбар, 11:5) Написано в «Сифри» (приводится у Раши): разве можно сказать, что египтяне давали им рыбу бесплатно? Что же тогда это значит? Бесплатно – без заповедей. То есть в Египте они тяжко трудились, да еще и платили за рыбу, но были уверены в ней, полагались на то, что смогут достать рыбу естественным путем. А здесь – жизнь на волоске: если не будут выполнять заповеди как следует, ман может прекратиться – они живут в постоянном страхе.

Почему же они только сейчас начали жаловаться на это? Потому, что после смерти Мирьям источник пересох, и не было воды, пока Моше рабейну не ударил по скале, и та снова стала давать воду. И тогда все поняли, насколько они зависят от своего Творца.

Все это поможет и нам понять, как Всевышний ведет Себя с нами.

Все знают, что все пропитание человека устанавливается ему от Рош а-Шана до Рош а-Шана. Однако наши мудрецы добавляют (Бава Батра, 10а), что, как пропитание установлено ему в Рош а-Шана, так и все убытки тоже установлены в Рош а-Шана. Там рассказывается: раби Йоханан бен Закай увидел во сне, что дети его сестры в этом году понесут убытки в размере семисот динаров. На протяжении года он взял у них шестьсот восемьдесят три динара на цдаку. В последний день года власти арестовали их. Раби Йоханан бен Закай сообщил им, что им придется заплатить семнадцать динаров выкупа, чтобы освободиться, и это дополнит сумму убытков, которые они должны были понести в этом году. Об этом сказано у пророка Йешаяу (58:7): «Отрезай от своего хлеба бедному, и бедняков удрученных бери (к себе) в дом». Если человек удостоился, его убытки – это цдака, которую он дал, о которой сказано «пожинает плоды в этом мире, и награда ждет его в мире грядущем». Если не удостоился – бедность, не дай Б-г, придет в его дом. Как сказано в «Бемидбар Раба»: дверь, которая не открывается для цдаки, откроется для врача, Б-же упаси.

Но вот вопрос: для чего Всевышнему давать деньги, а потом забирать? Изначально дал бы меньше, и все!

Есть на этот вопрос два ответа. Во-первых, это великое милосердие Всевышнего: «Благодарите Всевышнего, ибо Он добр, ибо милость Его вечна!» Благодарите Того, Кто взимает долг у человека из добра, данного ему: у богача – быком, у бедного – овцой, у вдовы – курицей, а у сироты – яйцом. Чему это подобно? Как будто бедняк был должен богачу рубль, богач дарит ему сто рублей, и из них взимает долг бедняка – один рубль. Какой это великий хесед!

А второй ответ, который нам и нужен: чтобы мы знали, что Он дает, и Он забирает, и не соблазнились бы мыслью, что все, что мы заработали – наше. Как сказано: «Ведь от Тебя – все, и из Твоей руки мы даем Тебе». Об этом сказано и в Теилим: «Б-г, по воле Твоей Ты поставил меня на гору мощи моей», и доказательство – «скрыл Ты Лик Свой – я испугался».

Когда евреи увидели, что со смертью Мирьям источник перестал «работать», они поняли, что он был просто чудом, и пришли в ужас, поняв, насколько они зависят от Всевышнего, благословен Он.

А мы, когда видим, насколько хрупко наше здоровье, наши заработки, наш мир в семье, – как же нам не понять, какими чудесами мы живем, как мы зависимы от нашего Творца!

И тогда, как и с маном, получится, «что все направляли свои сердца к своему Небесному Отцу»!

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=52503