Недельная глава Масэй
Раши приводит слова Гемары (Макот, 9б) о том, что, хотя девять с половиной колен находились в Земле Израиля, а за Иорданом – только два с половиной, количество городов-убежищ было одинаково, поскольку в Гильаде часто встречались убийцы. Как сказано у пророка Ошеа (6:8): «Гильад – столица творящих грехи, кровью запятнанная». Пишет Рамбан: хотя города-убежища предназначались только для тех, кто убил ненамеренно, они обманом проливали кровь и делали вид, что убили ненамеренно, поэтому приходилось строить для них больше городов-убежищ, чтобы те могли принять всех, поскольку не знали, кто убил намеренно. Получается, что приказ Всевышнего касался будущего, подобно тому, что Он сказал Моше: «Ты упокоишься со своими предками, а этот народ встанет и будет грешить с чужими богами земли» (Дварим, 31). Или же скажут, что воздух земли Гильад выращивает убийц. До сих – слова Рамбана.
Мы же начнем с того, чем он завершил. «В Гильаде часто встречаются убийцы», поскольку воздух страны Гильад выращивает убийц.
А именно – как сказано в Мидраш раба (Берешит, 34:15), что с каждым «воздухом» заключен свой союз. Это значит, что климат каждой земли отличается от других и оказывает такое влияние на ее жителей, что они не находят покоя в другом месте, как сказано (там же, а также Сота, 47а), что жителям страны она приятна, (поэтому, кстати, наказание галутом подобно наказанию смертью, и испытание Авраама «уходи из своей страны…» было подобно испытанию принесения Ицхака в жертву – Танхума, «Вайера», 22). Есть страны, которые «выращивают» сильных воинов, а есть страны, чьи жители слабы. Воздух Земли Израиля дарует мудрость (Бава Батра, 158б), а воздух Вавилона приносит забывание (Санедрин, 109а).
Кроме того, в нескольких трактатах (Псахим, 34б и др.) сказано, что у тех, кто живут в темном месте, закрывается источник их мудрости. В «Кузари» (1:1) сказано, что человек – продукт «качеств, заложенных в климате и земле, пище и воде». В трактате «Брахот» (59б) говорится, что жители Мехоза обладали острым умом, поскольку пили воду реки Хидекель. «Зоар» (ч.1, 125:1) приводит, что есть вода, взращивающая мудрецов, а есть вода, взращивающая глупцов. Ручей Шитим (ручей Глупости) увеличивает страсть к разврату, поскольку человека тянет к нему из-за духа глупости (Сота, 3а). А воды Египта выращивают колдунов («Зоар», ч.2, 30:1).
В трактате «Санедрин» (102а) говорится, что Шхем – это место, где часто происходят несчастья: там пленили Дину, там продали в рабство Йосефа, там разделилось царство дома Давида. Автор «Шем ми-Шмуэль» пишет, что все это – «из-за духовной силы, царящей в этом месте».
Получается, что и свойство Земли Гильад растить убийц – это страшное духовное свойство, в силу которого приумножаются и ненамеренные убийцы.
Да и без слов Рамбана, вспомним слова трактата «Недарим» (22а): когда Ула шел в Землю Израиля, его сопровождали двое из Мехоза. Один разозлился на другого и убил его, и Ула, испугавшись, что тот убьет и его в гневе, был вынужден льстить ему. Когда он позднее рассказал это рабби Йоханану, тот удивился: «Ведь только о диаспоре сказано: «И даст тебе Всевышний гневливое сердце» (Дварим, 28:65), так как же его одолел гнев в Земле Израиля?». Ула ответил: «В тот момент мы еще не перешли Иордан».
Получается, что речь идет не только о Гильаде, а вообще обо всей диаспоре. А свойство Земли Израиля – это спокойствие и умиротворенность. Рав Бецалель Ашкенази, автор «Шита мекубецет», приводит объяснение рава Элияу Мизрахи: рабби Йоханан удивился, почему Ула боялся, что его тоже убьют – ведь в Земле Израиля страх не властен…
Минутку, я хочу понять: мы на самом деле живем в Земле Израиля?! Откуда же раздражение и ссоры, зависть, ненависть и соперничество? Откуда страх и нервы?
Что ж, приходится сказать, что все это – уже после успокаивающего влияния Земли Израиля… Отсюда, что все достоинства и недостатки мест подвластны нашему выбору как в Земле Израиля,так и вне ее.
Перевод: г-жа Л. Шухман