Тецаве — Одежда коэна

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

2070
одежда

Недельная глава Тецаве

В нашей недельной главе Моше рабейну получает указание сшить святые одежды Аарону а-Коэну для почета и великолепия, и ради этого «пусть возьмут золото, синюю, багряную и пурпурную нить, и льняную пряжу». Из них сделали эфод (подобный фартуку), кушак вверху эфода, хошен (нагрудник) и пояс. Раши объясняет, что синяя, багряная и пурпурная нить – это шерстяные нити, окрашенные в данные цвета. Получается, что одежды первосвященника были сделаны из смеси шерсти и льна – шаатнез. Обычно люди считают, что, хотя шаатнез запрещен, но, в виде исключения, он разрешен в одеждах коэна. Однако рав Йосеф Бхор Шор (ученик Рабейну Тама) писал, что все как раз наоборот. Так же как запрещено под страхом карета делать масло, подобное маслу, которым помазывали коэнов (шемен а-мишха), и воскурения, подобные кторет, поскольку пользоваться жезлом царя – означает проявлять неуважение к нему, и так же, как запрещено строить дом по схеме эйхаля, и менору с семью ветвями, — точно так же запрещено носить шаатнез, поскольку одежда первосвященника была сделана из такой смеси, и негоже простым людям надевать одежды, подобные одеждам служителей Святого, благословен Он.

Вроде бы, главное в одежде первосвященника – это не шерсть и лен, а цвета шерстяных нитей – синий, багряный и пурпурный. Но в святой книге «Зоар» сказано, что шерсть символизирует милосердие, а лен – меру суда, поэтому Эвель принес в жертву шерсть, а Каин – лен, и его жертва не была принята. И человеку запрещено их смешивать, кроме как в одном случае: когда он достиг совершенства, как первосвященник во время его служения, и об этом сказано (Мишлей): «Разыскала шерсть и лен – и сделает с желанием рук (т. е. расторопно)».

Мы выучили здесь важный принцип, давайте постараемся понять его. В каждом человеке присутствуют все качества характера и их противоположности, и от него требуются две вещи. Во-первых, не ограничивать себя одним качеством, даже хорошим, а во-вторых, подчинить все свои качества славе Творца.

Об этом говорит нам Виленский Гаон (в комментарии к Мишлей), что наш праотец Авраам был столпом хеседа в этом мире, но, когда он достиг совершенства? Когда «согнул» это качество, идя принести в жертву своего сына Ицхака. Именно тогда ему было сказано: «Теперь Я знаю, что ты боишься Б-га, и не пожалел для Меня своего единственного сына». Отсюда постфактум становится ясно, что все его добрые дела происходили не только из его врожденного качества – это было служением Творцу.

По этому поводу я расскажу то, что слышал от рава Ицхака Рудермана из Балтимора. Однажды его учитель, Саба из Слободки, рассказал ему, что в свое время занимался укреплением колеля, созданного равом Исраэлем Салантером. Ему очень помогал один из богачей Ковно, один из великих филантропов, поддерживавших Тору и бедных, рав Шрага Файвл. Однажды они пошли вместе молиться Минху. По пути в синагогу им встретился нищий и попросил милостыню – пять копеек. Рав Шрага Файвл проигнорировал его. «Дай две копейки!» – попросил нищий. Рав Шрага продолжил идти. Нищий побежал за ним: «Дай хоть одну копейку!» Рав Шрага не дал ему. Видимо, он был знаком с просителем и знал, что тот висит на шее у общины без всякого оправдания.

Сказал Саба из Слободки: «После этого я стал ценить его в сто раз больше, чем ценил раньше. Ведь вначале я думал, что он просто обладает мягким добрым сердцем, его просят – и он дает. Но теперь, когда я увидел, что он смог ожесточить свое сердце по мере необходимости и не дать ни копейки, я понял, что все те огромные суммы, которые он раздает на цдаку и на поддержку Торы, он дает после тщательного анализа и проверки!»

Известна история об одном хасиде, который раздавал все свои деньги на цдаку. Его рав, ребе из Пшисхи, позвал его к себе и стал укорять, что он нарушает постановление Уша, в котором сказано, что на цдаку можно тратить не больше, чем пятую часть заработка. Ответил хасид: «Источник этого постановления – опасение о будущем. А я выполняю сказанное: “Будь прямодушным с Г-сподом, Б-гом твои”, и, как комментирует Раши: “не исследуй будущее”».

Как будто те мудрецы, что постановили это – нарушили сказанное в Торе…

Заметил ребе: «В пасхальной Агаде хвалят мудрого сына, который думает о будущем, а не прямодушного (наивного)».

А тот стоит на своем: «А вот нашего праотца Яакова хвалят за то, что он был “человеком прямодушным”».

Ответил раби: «Его хвалят не за то, что был прямодушным, а за то, что был “человеком прямодушным”, что означает – он был хозяином качества прямодушия. Когда было нужно – вел себя прямодушно. А когда был вынужден противостоять Лавану-арамейцу, сказал: “Я брат его по обману”» (Мегила, 13б).

Получается, что первое условие – человек не должен быть «упертым» на каком-то одном качестве. А второе – он должен знать, когда пользоваться каждым из качеств!

По этому поводу известны слова ребе из Пшисхи: «У каждого человека должно быть два кармана. В одном должна быть записка со словами: “Я – прах и пепел”, а в другом кармане – “Для меня создан мир”».

Главное – не путать карманы…

Этот урок мы и учим из шаатнеза, который есть в одеждах первосвященника: в служении Всевышнему нужно пользоваться противоположными качествами, уравновешивающими друг друга. Тем самым мы выполняем также заповедь «идти Его путями», ведь, с одной стороны, сказано: «Милосерден Б-г весь день» (Теилим, 52:3), а с другой стороны – «Б-г, гневающийся каждый день». Однако и об этом учат: сколько времени длится Его гнев? Мгновение. Как сказано (Теилим, 30:6): «Ведь мгновение в гневе, жизнь – по воле Его». Одно мгновение меры Суда, против двадцати четырех часов хеседа.

Так и в одежде первосвященника: из шерсти, символизирующей меру Милосердия, сделана синяя нить, и багряная, и пурпурная. И напротив них – одна-единственная льняная нить, символизирующая меру Суда.

Сколько нам нужно выучить из этого!

Даже если мы будем пользоваться всеми качествами для служения Творцу, главным качеством должно быть качество милосердия. И если нужно, не дай Б-г, оттолкнуть, то только левая, более слабая рука должна отталкивать, а правая, более сильная – приближать.

Подготовила: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=45350