Ноах — Фундамент новой жизни

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

275
проводником Шехины

Недельная глава Ноах

«Уничтожил Всевышний все живое, и остался только Ноах» (Берешит, 7:23).

Наши мудрецы комментируют слово «только» (ах – на иврите), что это вздох. Почему Ноах вздыхал? Однажды он опоздал покормить льва, и тот ударил Ноаха лапой так сильно, что повредил ему бедро, и Ноах остался хромым. Лев изувечил Ноаха и физически, и духовно – поскольку он стал калекой, уже не имел права приносить жертвы Всевышнему, и это сделал его сын Шем, когда они вышли из ковчега.

Давайте задумаемся. Сказано: «Ноах был совершенным праведником в своем поколении, пред Всевышним ходил Ноах».

Ноах был приятен Всевышнему. И Он сказал Ноаху: «Я вижу, что в этом поколении лишь ты праведен передо мною». Ноах вместе с его сыновьями спаслись. Что от них требовалось? Кормить всех животных в мире. «Все те двенадцать месяцев мы не смыкали глаз, — рассказывал Шем, сын Ноаха, Элиэзеру, рабу Авраама, — животных, которые едят днем, мы кормили днем, а тех, которые едят ночью – кормили ночью» (Санедрин, 108б). Находили еду, подходящую для каждого животного, и количество, подходящее для каждого животного. Как вы думаете, сколько обслуживающего персонала есть в среднем зоопарке? А тут – их было четверо. И они заботились обо всех животных в мире! Принести еду, накормить, почистить клетку, выбросить мусор… И один раз – только один раз – он принес льву еду чуть позже, чем положено!

Один раз за весь год. Да и то по ошибке. Сказано в Гемаре (Санедрин, 108а), что в ковчеге лев заболел. Ведь если бы он был в полной силе – сожрал бы множество других животных. А тут заболел и потерял аппетит. Ноах увидел, что он не ест, и пошел кормить других животных. Тем временем лев проголодался, и когда Ноах вернулся к нему – разгневался и стукнул Ноаха!

Гемара раскрывает нам секрет: животное может напасть на человека только тогда, когда он теряет облик, данный им Творцом (Шаббат, 151б).

И представить себе невозможно: из-за одного опоздания, да и то по ошибке, праведник уже потерял облик Творца?

Как это понять? Даже по отношению к людям, не только к животным, как в случае Ноаха, от нас не требуется такое совершенство! Рав Исраэль Салантер объяснял мишну: «Все, кто занимается нуждами общества, должны делать это ради Небес», что это должно быть целью, идеалом, к этому нужно стремиться. И тогда, даже если не получилось, чтобы это было исполнено в совершенстве – «Я засчитываю вам великую награду, как будто вы это сделали», поскольку вы старались! («Ор Исраэль», письмо 29).

А кто уж больше старался, чем Ноах! И если один раз не получилось – уже такое наказание?

Ответ я нашел в словах трактата Бава Меция (86б): «Сказал раби Йеуда от имени Рава: все, что сделал наш праотец Авраам ангелам лично, делал Всевышний лично для Своих сынов. А все, что Авраам делал посредством посланника – Всевышний делал тоже посредством посланника».

«Утром Авраам побежал» – «поднялся ветер от Г-спода, и пригнал с моря перепелов».

«И взял масло и молоко» – «вот Я посылаю вам хлеб — ман с небес».

«Он встал перед ними под деревом» – «Вот Я стою перед вами там на скале».

«Авраам пошел с ними проводить их» – «Всевышний шел перед ними – днем в облачном столпе…»

Однако: «вам принесут немного воды…» – посредством посланника. «Ударь по скале, из нее польется вода, и народ сможет напиться» — посредством посланника.

Тут возникают два вопроса. Во-первых, неужели деяния праотцов настолько велики, что в ответ на «а я подам хлеба» весь народ Израиля удостаивается сорока лет хлеба с небес? А мидраш («Коэлет Раба», 11:1) добавляет, что в силу этого удостоились и «Земли (полной) пшеницы и овса», и «будет обильный урожай в стране» (Теилим, 72) – в будущем мире! А второй вопрос: если сила деяний праотцов действительно так велика, что если в них есть некая тонкая трещинка – «посредством посланника», это имеет такие фатальные последствия? Вода в пустыне была дана народу посредством Моше рабейну, из-за этого произошел грех «вод раздора», и Моше рабейну умер в пустыне! А если бы он сам ввел в нас в Землю Израиля, он бы и стал Машиахом («Зоар», гл.1, 253:1), и построил бы вечный нерушимый Бейт-Микдаш (Сота, 9б), и мы были бы полностью избавлены от галута уже более трех тысяч трехсот лет!

Ответ на оба вопроса – один: поступки праотцов были подобны посеву косточки, это были судьбоносные деяния! Из одной косточки может разрастись густой лес. Но самый крошечный изъян на уровне семени приводит к невообразимым последствиям!

Так следует понимать и Ноаха в ковчеге.

Его ковчег был не просто спасательным средством, он представлял собой фундамент всей новой, исправленной жизни мира, который произойдет от него.

Поколение Потопа полностью искривило свои пути на земле. Они грешили страшной распущенностью, и поэтому на жителей ковчега был наложен полный запрет физической близости (Раши к Берешит, 6:18), а те, кто нарушили его – были тяжко прилюдно наказаны (см. Санедрин, 108б: Хам, который был со своей женой, выйдя из ковчега, сменил цвет кожи).

Окончательный приговор поколению Потопа был вынесен за грабеж, и поэтому «милосердием будет мир построен», милосердием ко всему Творению, вплоть до самого крошечного живого существа, с невероятной преданностью, вплоть до самопожертвования. Так что любая небрежность здесь – это изъян в самой основе, в самом корне! Поэтому Ноах и был так сурово наказан.

Тора – это наш руководитель по жизни. Так что отсюда мы и учим, что следует очень внимательно относиться к первой поре жизни, которая является основой и фундаментом для всего остального.

Когда малыш только начинает говорить, отец должен начать учить его Торе.

Все духовное падение Элиши бен Абуйя относят к тончайшему изъяну в его воспитании (Хагига, 15а), а все величие раби Йеошуа бен Хананьи – к его матери, которая ставила его колыбельку в бейт-мидраше, чтобы его уши слышали слова Торы, и о которой сказано «счастлива родившая его» (Иерусалимский Талмуд, Йевамот, гл. 1, алаха 5)

Годы ешивы – это фундамент жизни Торы. Первый год супружеской жизни – фундамент всей семьи.

А весь этот мир, на самом деле, фундамент вечной жизни: «Приучитесь к Его благословениям в этом мире, чтобы были привычны к ним в будущем мире» (Раши в Брахот, 63а из Тосефты).

Каждое наше действие здесь, каждое «семечко», посаженное в этом мире, прорастает в вечные плоды будущего мира: «Человек дает нищему полную горсть в этом мире, и получает от Всевышнего полную горсть добра в будущем мире» (Санедрин, 100а)

Какую награду мы получаем за каждое действие здесь! И как нужно следить, чтобы не было в нем никакого изъяна.

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=88096