Реэ — Упование – для себя, усилия – для других

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

487

«Дай ему (бедняку)… потому что Г-сподь, Б-г твой, благословит тебя за это во всех твоих делах и во всех твоих трудах» (Дварим, 15:10).

Мне кажется, нет подобного мне во всем поколении в сфере веры и упования на Всевышнего. И могу вам засвидетельствовать, что добиться этого нелегко и занимает немало времени! Труд многих лет! [От редакции. Наш учитель рав Яаков Галинский действительно был великим в вере и уповании. Однако при внимательном прочтении этого материала (а он записан по уроку рава Галинского) станет ясно, что эти слова сказаны с иронией.]

Сказано: «Если ты учил много Торы – не держи добро при себе». Вот и я не буду держать добро при себе, и расскажу, как достиг этого. Люди услышат, и я буду из тех, кто «удостаивает заслуг многих».

Есть известный мидраш о начале пути раби Акивы. Ему было сорок лет, и он не знал ничего. Однажды он увидел у колодца камень, в котором была глубокая дырка. «Кто сделал эту дырку?» – спросил он. Ему ответили: «Вода, которая капает каждый день, проточила ее». Тогда раби Акива сказал себе: «Слабые капли воды точат камень! Так тем более Тора, которая крепка, как железо, проточит мое сердце из плоти и крови!» И сразу же пошел учить Тору.

Рав Исраэль Салантер делает из этой истории важный вывод: «эффект накопления» — человек слушает один урок, еще один, еще одну беседу, и еще… Каждая из них – как капля, падающая на его каменное сердце, которое в итоге не выдерживает и трескается, раскрывается!

Один аврех как-то ехал в автобусе с книгой в руке, выполняя «произноси их (слова Торы)… идя по дороге», сидел и учился. Вдруг рядом сел длинноволосый парень, который такую книгу, видимо, увидел впервые в жизни. Заинтересовался: «А что это за книга?» Странная какая-то – в центре страницы текст обычными буквами, а вокруг – округлым шрифтом. Аврех стал объяснять, что это Гемара, часть Устной Торы, которая была дана нам на горе Синай вместе с Письменной, и согласно Гемаре установлены законы «Шулхан Аруха». Тот внимательно слушал, а потом встал – это его остановка. Спасибо, было интересно. Сошел с автобуса и исчез…

Авреху стало неспокойно на душе: битуль Тора! На что он потратил двадцать минут? На беседу с каким-то неизвестным парнем, которого он, скорее всего, никогда в жизни больше не увидит. Мог бы кратко ответить и вернуться к учебе. Решил подойти к Стайплеру, спросить, правильно ли он поступил, или ему нужно делать тшуву.

Стайплер выслушал и, как обычно, стал взвешивать обе стороны: «С одной стороны, конечно же, за эту беседу ничего не изменилось ни в жизни того парня, ни в его мировоззрении. Если бы это была первая беседа в серии бесед – тогда они бы обладали эффектом накопления, как капли воды. Однако, если у тебя есть только одна капля воды, и ты желаешь сделать дыру в камне, какой смысл в этой одной капле? Ничего она не сделает. Вывод: лучше было в это время учиться.

Однако, с другой стороны, сколько капель нужно, чтобы проточить камень? Скажем, миллион.

Первая капля упала на камень и не оказала никакого воздействия. Если так, сколько капель нам нужно? Все еще миллион.

Упала вторая капля, но если первая не сделала ничего, значит, она считается первой. Но и она ничего не сделала, значит, третья будет первой. Но и она не окажет воздействия, значит, первой каплей будет четвертая. И так до миллионной. Но ведь мы своими глазами видим, что миллион капель точит камень!

Это доказывает, что и первая капля оказала какое-то воздействие, пусть даже минимальное. А если так – мы не имеем права не “капнуть” ее, и ты поступил правильно!»

Вернемся к нашей теме. Так вот, я слышал столько лекций на тему упования на Всевышнего, обязанности верить и полагаться на Него, что тут не только ямка в каменном сердце появилась – весь камень рассыпался в крошево!

Откуда? Вы ведь знаете, что на моих плечах бремя содержания учреждений Торы, и я скитаюсь из страны в страну, из города в города, из дома в дом, чтобы пробуждать сердца евреев поддерживать Тору. Ну, а заповедь тянет за собой заповедь, и я обнаруживаю, что оказываю хесед бизнесменам. Не деньгами — откуда они у меня? Я оказываю хесед, выслушивая их.

Что-то во мне заставляет богачей изливать передо мной свое сердце, рассказывать, как им тяжело, как бизнес не идет, тяжелые времена. Не то, что раньше. И они укрепляются сами и укрепляют меня в вере и уповании на Всевышнего. Что, мол, все в руках Небес, и наверняка Всевышний мне поможет. Они были бы рады стать Его посланниками в этом, но не они – так кто-то другой, все равно Всевышний мне сделает чудо. Обо мне они не беспокоятся, Он точно мне поможет. Дай-то Б-г, чтобы и им помог. Когда ты слышишь это в одном доме, в другом и в третьем – ты все больше укрепляешься в вере, несомненно!

Однажды я почувствовал, что это уже слишком.

«Давайте я скажу вам слова Торы», — говорю. Это – всегда пожалуйста. Просто «Лучше мне Тора уст Твоих, чем тысячи золотых и серебряных (монет)». То есть тысячи золотых и серебряных они дать не готовы, а послушать слова Торы – с удовольствием!

В конце истории о сотворении мира сказано: «Увидел Всевышний все, что Он создал – и вот, все очень хорошо». Это включает в себя и все силы человека. Спрашивается в «Мидраше Танхума»: ведь у человека есть дурное начало, есть плохие силы, плохие душевные качества. И Мидраш отвечает: «Сказал Всевышний: “Ты делаешь их плохими”». Нет ни одного качества, которое бы не было создано для какой-то пользы. Однако оно будет полезным, если пользоваться им в нужном месте, в нужное время, в правильном размере.

Спросили рава Исраэля Салантера: сказано в трактате Санедрин, что Адам был вероотступником, в его грехе был проблеск игнорирования Всевышнего, желание положиться на себя. А ведь это тоже человеческое качество, но оно отрицательно по сути своей. Как можно о нем сказать, что «оно очень хорошо»? Ведь мы обязаны уповать на Всевышнего и знать, что только Он совершал, совершает и будет совершать все деяния! Это один из Тринадцати принципов веры!

Ответил рав Исраэль Салантер: это качество создано не для нас, а для других. А именно: если к вам приходит нищий и просит о помощи, или просят о вашей поддержке учащим Тору, не закатывайте глаза благочестиво и не говорите: «Всевышний вам поможет, Всевышний позаботится восполнить все, чего вам не хватает! Только положитесь на Него!»

Нет, в данном случае нужно как бы «проигнорировать» Творца, сказать: «моя сила и мощь моей руки». Если не я, то кто? И сделать все, что в ваших силах, и даже более того!
Желаете потренироваться в уповании на Всевышнего, в том, чтобы полностью полагаться на Него? Сделайте это в вашем бизнесе!

Но нет – мы видим, что все как раз наоборот. Бизнесом занимаются с полной энергией, используя все возможности, прилагая все усилия, и даже более того. А упование на Творца придерживают для других, ведь сказано: «Более велик тот, кто поддерживает человека словами, чем тот, кто дает цдаку». И забывают слова а-Меири (Бава Батра, 9б), что это лишь при условии, что у человека нет финансовой возможности дать цдаку.

Если человек будет прилагать все усилия ради бедняка, ему будет прощено, что он прилагает усилия и ради себя. Ведь это прямо сказано в нашей недельной главе: «Дай ему (бедняку)… потому что Г-сподь, Б-г твой, благословит тебя за это во всех твоих делах и во всех твоих трудах». Вначале «дай ему», не удовлетворяйся чтением морали на тему веры и упования. Если сделаешь это, то «благословит тебя за это» (здесь употреблено выражение давар а-зе), давар – от слова дибур, речь, если вдобавок к материальной помощи ты укрепил его словами, тогда «ты получишь награду за слова вместе с наградой за действие» (Раши). Кроме того: «Г-сподь, Б-г твой, благословит тебя за это во всех твоих делах и во всех твоих трудах», если будешь прилагать много усилий, с тебя не спросят за излишние усилия, ведь ты стараешься и ради бедных. Однако если ради себя будешь прикладывать усилия, а ради них удовлетворишься упованием на Творца, не ожидай благословения Свыше!

Известна история о ребе из Стрелиска (Новые Стрелища, Украина), который как-то раз приехал на Шаббат к своему свояку, ребе из Косова (Украина), автору книги «Аават Шалом». Множество людей присутствовали на этом возвышенном Шаббате, а на исходе его пришли попрощаться с великими раввинами.

К ребе из Косова пришел один еврей и сказал, что он арендует у помещика постоялый двор. На следующей неделе он должен платить за аренду. Однако, поскольку его жена больна и расходы на лечение велики, ему нечем заплатить. Если же он не заплатит – помещик может бросить его в долговую тюрьму и выселить его семью на улицу.

Сказал ему ребе: «Иди к моему свояку и расскажи ему о своей беде, но вернись и передай мне, что он сказал».

Через некоторое время еврей вернулся и рассказал: «Раби, он благословил меня, чтобы Всевышний меня спас!»

«Амен, — ответил ребе. — Но вернись к нему и скажи ему от моего имени, что благословением долг не заплатишь. Потом снова вернись ко мне».

Вскоре тот вернулся и сказал: «Ребе сказал, что упомянет меня завтра утром, когда будет окунаться в микву перед молитвой».

«Скажи ему от моего имени, — ответил ребе из Косова, — что окунанием тоже долг не заплатишь! Потом вернись ко мне».

Тот пошел и вернулся: «Ребе сказал, что сделает ради меня то, что не делал еще ни для одного человека в мире: заслугу тфилин, которые он наложит завтра утром, он посвятит моему спасению!»

Ответил ребе: «Вернись к нему и скажи от моего имени: я опасаюсь, что помещик не примет такую оплату!»

Тот снова пошел, и на этот раз вернулся в сопровождении самого ребе из Стрелиска: «Дорогой свояк, что я могу еще сделать более того, что уже сделал? Я благословил его, пообещал упомянуть его при окунании в микве и в молитве, я даже пообещал ему заслугу возложения тфилин, чего я в жизни не делал!»

Ответил ребе из Косова: «Все это замечательно, но этому еврею нужны наличные, в ближайшие дни! Посвятите ему заслуги окунания, молитвы и тфилин – на здоровье! Но завтра после завтрака мы оба выйдем из дома и пойдем обивать пороги богачей, пока не соберем требуемую сумму!»

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=53669