Глава Корах — Женская мудрость

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

731
красота

«И отделился Корах, сын Ицхара, сына Кеата, сына Леви, и Датан, и Авирам, сыны Элиава, и Он, сын Пелета, сыны (колена) Реувена» (Бемидбар, 16:1).

Говорится в трактате Санедрин (109б), что жена Она, сына Пелета, спасла его от этого спора. Как ей это удалось? Она сказала мужу: «Тебе нет смысла вмешиваться в этот спор великих. Оба варианта исхода этого противостояния тебе не выгодны. Ты всегда останешься лишь подчиненным — или Моше, или Кораха». И об этом сказано: «Мудрая жена устраивает дом свой, а глупая разрушает его своими руками» (Мишлей, 14:1). «Мудрая жена устраивает дом свой» — это жена Она, сына Пелета. «…а глупая разрушает его своими руками» — это жена Кораха.

Но почему мудрецы Талмуда так хвалят настолько простой и логичный совет? В чем здесь проявилась так превозносимая женская мудрость? Кроме того, непонятно, как то, что смогла понять простая женщина, не смогли понять двести пятьдесят мудрецов, которые были главами судов?

Поясняет рав Яаков Галинский, что когда человек входит в состояние спора, то настолько теряет голову, что не в состоянии увидеть того, что видит даже простая женщина.

Используя этот же принцип, рав Яаков Исраэль Каневский (Стайплер) поясняет мидраш о казни Египта жабами. Изначально из Нила вышла лишь одна большая жаба. Египтяне стали бить ее палками, но вместо того, чтобы она ретировалась обратно в реку, от жабы отпочковывались новые и новые ей подобные. Они с ожесточением продолжали бить до тех пор, пока жабы не заполнили весь Египет. Им бы стоило остановиться и прекратить увеличивать число ненавистных земноводных… Но человек, втянутый в жесткое противостояние, уже не в силах контролировать себя.

А вот еще иллюстрация, уже из повседневной жизни. Человек не безразличный к своему почету пришел к выводу, что, в соответствии с его социальным и духовным положением, ему полагается не ниже шестой алии среди поднимающихся к Торе в субботу. И вот однажды староста синагоги вызывает его к Торе лишь седьмым. Что он делает после молитвы? Бьет кулаком по биме, чтобы привлечь внимание, и делает громкое заявление о том, что он не согласен с политикой габаев, и что ноги его больше в этом месте не будет. Ну и чего он добился? Теперь сотни членов семей, молящихся в той синагоге, за субботним столом с улыбкой будут обсуждать поступок — теперь уже – бывшего члена их общины. Ему показалось, что его обделили почетом. Но чего он добился?

Но вернемся к мудрому поступку жены Она, сына Пелета. Давайте зададимся вопросом: на чьей стороне она была — на стороне Кораха и его приспешников, или на стороне Моше? Мы знаем, что она была на стороне Моше. Но ведь тогда она должна была резко выступить против присоединения своего мужа к группе бунтарей. Она должна была сказать ему: «Он, сын Пелета, ты что, сошел с ума? Как это в твою голову могла прийти такая идея — выступить против самого Моше?» Поступив так, она только подлила бы масла в огонь, и ее мужа уже было бы не остановить. Но она не стала так говорить, а предложила мужу рассмотреть ситуацию со стороны практической выгоды. В этом и заключалась ее женская мудрость, которую так восхваляют наши мудрецы. Женская мудрость – это, в том числе, не увещевать и не упрекать мужа. Это — путь к разрушению дома. Женская мудрость заключается в том, чтобы помочь мужу увидеть дополнительные стороны ситуации, в которой он оказался.

Подготовил: рав Нахум Шатхин


http://www.beerot.ru/?p=52124