Глава Цав — О мирных и благодарственных жертвах

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

185

«И вот учение о мирной жертве, которую принесет Господу. Если в благодарность приносит ее…» (Ваикра, 7:11-12).

«Мирная жертва» упоминается уже в прошлой недельной главе, где разбираются и ее основные законы. Там Раши поясняет: этот вид жертвоприношений называется так, поскольку он как бы делает мир и согласие между жертвенником, хозяином жертвы и коэнами (священнослужителями), ведь у каждого из них была своя часть в этом жертвоприношении.

В нашей недельной главе Тора учит нас дополнительному закону: о времени, за которое необходимо съесть «мирную жертву». «В день приношения жертвы будет (она) съедена, и на следующий день» – предписывает Тора. Т. е. эту жертву необходимо съесть за два дня и ночь между ними.

Также в нашей недельной главе проясняется, что если «мирная жертва» была принесена в качестве благодарности за чудесное спасение, вместе с ней нужно было принести 40 хлебов четырех различных видов. Из каждого вида следовало дать коэну один хлеб. Все остальные хлеба съедались хозяином жертвы и его гостями. Такой вид «мирной» жертвы называется «благодарственным». В отличие от обычной «мирной» жертвы, «благодарственную» жертву было необходимо съесть за один день и одну ночь.

Нацив (рав Нафтали Цви Йеуда Берлин из Воложина) объясняет, почему Тора отводит настолько ограниченное время на то, чтобы съесть «благодарственную» жертву. Чтобы съесть мясо жертвы и 36 хлебов за такой короткий период времени, человеку было необходимо пригласить множество гостей. Таким образом, благодарность Творцу происходила в присутствии большего количества евреев, что приносило большую славу Имени Творца.

Царь Давид подчеркивает важность благодарения Творцу и воспевания Его в присутствии многих людей, говоря (Теилим, 35:18): «Благодарить буду Тебя в собрании большом, среди народа многочисленного хвалить буду Тебя».

«Благодарственная» жертва называется на иврите тода. Интересно, что слово «тода» обозначает как благодарность, так и признание. Из этого мы можем выучить важное правило: благодарность зависит от признания. Когда человек осознает и признает благо, оказанное ему, у него невольно просыпается чувство благодарности. В большинстве своем неблагодарные люди – это те люди, которые не желают признать добро, полученное от других. Талмуд в трактате Брахот (58а) утверждает, что разница между хорошим и плохим гостем заключается в их осознании блага, который хозяин дома им сделал. И так сказано в Талмуде: «Что говорит хороший гость? Как много трудился для меня хозяин дома, сколько мяса подали мне, сколько вина! Все усилия, которые приложил хозяин дома, – для меня приложил их. А плохой гость что говорит? Что особенного сделал для меня хозяин дома? Я всего лишь съел один ломоть хлеба и вкусил один кусочек мяса, всего лишь выпил один стакан вина. Все усилия, которые затратил хозяин дома на приготовление трапезы, – он приложил только для своей жены и своих детей».

Все мы – гости у Творца, который является Господином мира.

Важно, чтобы еврей постоянно задумывался о бесконечных благах Всевышнего и благодарил Его за них. Мишна (Санедрин, 4:5) утверждает, что каждый человек, подобно хорошему гостю, должен сказать: для меня был создан мир. Т. е. весь этот чудесный мир со всеми его изумительными созданиями был сотворен в том числе и для меня.

Природа человека такова, что те вещи, к которым он привык, ему кажутся сами собой разумеющимися, и поэтому в нем не просыпается желание отблагодарить Б-га за них.

«Хороший гость» благодарен Всевышнему даже за самые привычные и обиходные вещи. И так сказали мудрецы (Берешит Раба, 14:9): «Человек обязан восхвалять Б-га за каждый вдох, который он делает».

Более того, именно размышляя о милости Творца, проявляющейся в самых простых и обиходных вещах, человек сможет в большей степени поразиться Его великой милости. Ведь чем больше необходимость какой-то вещи, тем более доступной и более легкой для достижения сделал ее Творец. Задумаемся: что было бы, если бы для того, чтобы подышать, нужно было стоять в очереди, а доступ к воде был только в определенных местах мира и в небольших количествах?!


http://www.beerot.ru/?p=53410