Цав — Зачем коэну шкура жертвы?

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

345

Недельная глава Цав

«Сказал Всевышний Моше: “Повели Аарону и его сыновьям: вот закон о жертве всесожжения”» (Ваикра, 6:1-2).

Пишет Раши: слово «Цав» — «Повели» – означает «поторопи», сейчас и будущие поколения. Сказал рабби Шимон: больше всего Тора должна торопить там, где есть финансовый убыток. Пишет «Сифтей хахамим», что в жертве всесожжения нет убытка, а просто нет дохода коэну. Ведь от всех жертв он получает какую-то часть, а жертву всесожжения сжигают на жертвеннике целиком.

Но интересно, что поторопить недостаточно. «Если коэн принесет за кого-нибудь жертву всесожжения, то шкура животного, принесенного в качестве этой жертвы, (достанется) этому коэну» (7:8). Что-то все-таки остается коэнам, если не мясо, то хоть шкура.

Конечно же, и это урок для нас.

Как известно, это мир – мир испытаний. Человек приходит сюда, чтобы выполнять заповеди, служить Всевышнему и выдерживать испытания (см. «Пути праведных», гл.1), и все, что происходит в этом мире, как хорошее, так и плохое – это испытания для человека. А каков путь выстоять в испытании? Пишет великий рав Исраэль Салантер («Ор Исраэль», 2): «Уменьшать соблазн и облегчать испытание, пока б-гобоязненность не станет больше, чем страсть (к греху)».

Давайте объясним его слова. Сказано в «Коэлет» (11:9): «Веселись, юноша, в молодости, и пусть радуется твое сердце в дни твоей юности, иди путем, (по которому влечет тебя) сердце твое, и (к тому, что) видят глаза твои, но знай, что за все это приведет тебя Б-г на суд».

Если понимать это буквально, то «Коэлет» противоречит сам себе. Что он велит – отпустить узду и сбросить бремя, или страшиться результатов этого? В трактате «Шаббат» (63б) мудрецы объясняют, что начало стиха — «Веселись, юноша, в молодости… иди путем, (по которому влечет тебя) сердце твое» – это слова дурного начала. А конец его – «знай, что за все это приведет тебя Б-г на суд» – это слова доброго начала.

Получается, что в любом испытании у нас есть две чаши весов. На одной чаше – слова дурного начала, которое привлекает и соблазняет: «Веселись, юноша, в молодости, и пусть радуется твое сердце в дни твоей юности, иди путем, (по которому влечет тебя) сердце твое, и (к тому, что) видят глаза твои». А на другой – страх перед наказанием, являющийся тормозом и преградой: «знай, что за все это приведет тебя Б-г на суд».

Если мы желаем, чтобы правая чаша перевесила, нужно позаботиться об одном из двух, а лучше – и об обоих вместе: «уменьшить соблазн и облегчить испытание» с одной стороны, и увеличить б-гобоязненность с другой стороны, и тогда будет легко выстоять в испытании!

Старец из Новардока приводит замечательно точный пример по этому поводу: человек идет по улице в Шаббат вечером. Дом его пуст, еды нет, дети плачут от голода… Как ему горько! «Владыка мира! – беззвучно взывает он, — Избавь меня от моей беды, пошли мне пропитание!»

Еще не закончил молиться – и вдруг видит под ногами купюру в двести шекелей! Двести шекелей – это еда на месяц! (Во времена р. Галинского – прим. пер.) Но сейчас Шаббат. Деньги – это мукце.

Тут же, за одну секунду, наш герой становится самым умным знатоком Торы во всем городе! Во-первых, мукце – это запрет мудрецов, де-рабанан. А хесед, тем более своей семье – это веление самой Торы, де-орайта. Подвинуть мукце – это одно нарушение. А хесед – десяти ртам и на целый месяц. Кроме того, есть сомнение, может тут вообще речь идет о спасении жизни (пикуах нефеш), не дать детям умереть с голоду. И если он поднимет эту бумажку измененным способом, скажем, мизинцем. И, допустим, использует ее в качестве салфетки – нос вытереть.

Он знает, что запрет остается запретом, а все эти уловки – это воздушные замки. Но как тяжело испытание!

И тогда он думает себе: допустим, я наклонюсь и подниму, и тут увижу, что на обратной стороне напечатано: «Типография «Розочки». Печатаем все, кроме долларов!» Игрушечная купюра. Что выйдет? Что я – тряпка, не устоял в испытании, да еще и сделал из себя идиота!

И продолжает идти. Не наклонившись.

Что этот еврей сделал? Уменьшил испытание.

Точно также, он мог усилить б-гобоязненность. Сказать себе: тебе послали Свыше испытание, и теперь за тобой следят. Наблюдают: выдержишь или нет? Ты, скажем, поднимешь эту бумажку, и вдруг мимо пройдет твой раввин. Сказал рабби Йоханан бен Заккай своим ученикам: «Пусть бы вы трепетали перед Небесами, как трепещите перед людьми» (Брахот, 28б). Так что ты будешь объяснять раву – что искал салфетку нос вытереть?

Если мы посмотрим внимательно, увидим, что наши мудрецы пользовались обоими этими способами, чтобы помочь нам выстоять в испытании. Например, когда они сказали в трактате «Недарим» (22а), что каждый, кто гневается, находится под властью разных видов Геинома, и может совершить любой грех, они таким образом усиливали б-гобоязненность. А когда сказали, что «низменное властвует над ним», портит глаза и наводит болезни на душу, и что гнев – проверенное средство заработать геморрой, — уменьшили испытание. Когда сказали, что гневающийся не считается даже со Шехиной (там же, б) – усилили б-гобязненность. А когда добавили, что гнев заставляет человека забывать выученное и добавляет ему глупости – облегчили испытание.

Сказанное в трактате «Сота» (4б), что гордец подобен идолопоклоннику, и называется отвратительным и прогоняющим Шехину – это усиление б-гобоязненности. А сказанное в трактате «Сота» (47б и др.), что гордец противен даже его домочадцам – это уменьшение испытания.

В трактате «Шавуот» (39а) сказано, что тому, кто желает поклясться, говорят (чтобы не давал ложную клятву): «Знай, что весь мир задрожал, когда Всевышний сказал на горе Синай «не упоминай Имя Г-спода, Б-га твоего, всуе»». Это усиливает б-гобоязненность. А когда ему говорят, что если он должен знать, что (если даст ложную клятву) – за это с него, с его семьи, и со всего мира будет взыскано, причем сразу же – так уменьшают испытание.

Точно также действовал и праведный Йосеф в испытании с женой Потифара. Вначале сказано: «Он отказался». Комментирует Рамбан: «Поскольку боялся Б-га». А потом: «Сказал он жене своего хозяина: «При мне мой господин не заведует ничем в доме. Все, что есть у него, он отдал в мое распоряжение. Нет в этом доме никого, важнее меня, и он не запрещает мне ничего – лишь тебя, потому что ты его жена. Так как же я совершу столь великое зло…» – это уменьшение испытания из-за обязанности быть благодарным, и снова: «и согрешу перед Б-гом» – это опять усиление б-гобоязненности.

Как жаль, что в отношении себя человек старается облегчить испытание. Как мне позаботиться, чтобы не гневаться во время обеда? А, заранее скажу, чего мне хочется, закажу подробное меню, чтобы не было причины сердиться.

А как позабочусь, чтобы моя жена не сердилась? Ну, здесь мы пользуемся усилением страха – она у меня убедится, что не стоило сердиться, ох, не стоило…

Перевела: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=90548