Из комментария Рамбана на Тору — Во славу Аарона

Дата: | Автор материала: Рамбан

223
чудо открытое и скрытое

«Когда ты будешь возжигать светильники…» (Бемидбар, 8:2).

Почему раздел о Меноре расположен вслед за разделом о (дарах) вождей колен? Когда Аарон увидел пожертвования вождей для освящения жертвенника, его сердце смутилось, поскольку он в этом не участвовал – ни он, ни его колено. Сказал ему Святой, благословен Он: «Твоя доля больше их доли, ведь ты возжигаешь светильники утром и вечером». Так объясняет Раши (См. Раши на Бемидбар, 8:2. В общепринятой редакции комментариев Раши слова «утром и вечером» отсутствуют), основываясь на мидраше наших наставников (См. Мидраш Танхума, Беаалотха 5).

И мне не ясно, почему Всевышний утешил его именно зажиганием светильника, а не воскурением благовоний утром и вечером, ведь в этом его особая слава, как сказано (Дварим 33:10): «(Аарон и его потомки) возлагают воскурение перед Тобой и всесожжение на Твой жертвенник»?! И (почему Б-г не утешил Аарона) всеми жертвоприношениями и хлебными дарами или же служением Йом Кипура, которое может совершать только он, «освященный Б-гом», – он стоит в Его Святилище, служит Ему и благословляет Его Именем?! Да и все колено Аарона – служители нашего Б-га!

И еще (один вопрос): в чем причина такого «смущения сердца»? Ведь пожертвования Аарона превосходят все то, что пожертвовали вожди: за семь дней обучения он принес множество жертв! А если ты скажешь, что это были обязательные жертвы, которые заповедано было принести, и «его сердце смутилось» из-за того, что он не принес добровольные пожертвования для освящения жертвенника, как остальные, то ведь и зажигание светильника, которым Всевышний его утешил, – это обязанность, заповеданная ему Б-гом!

Однако подлинный смысл этого предания, (приведенного в комментарии Раши), заключается в том, что в нем содержится намек на освящение (на святом языке
«ханука»
) новой меноры во Втором Храме, которое совершили потомки Аарона – первосвященник из рода Хасмонеев и его сыновья. И упоминание об этом я нашел в сокровенном свитке рабейну Нисима (Гаона, 990–1062), который приводит это предание в таких словах: «Когда двенадцать вождей принесли свои пожертвования, а колено Леви не принесло, Святой, благословен Он, сказал Моше: «Говори с Аароном и скажи ему: будет другое освящение (ханука), при котором станут зажигать светильники, – и в те дни Я совершу с помощью твоих потомков чудеса и избавлю народ Израиля. И то освящение будет называться именем твоих потомков: ханука Хасмонеев – поэтому этот раздел следует за главой об освящении жертвенника (ханукат а-мизбеах)».

И еще я видел в (сборнике мидрашей) «Иламдейну», а также в «Мидраш Рабба», следующее предание: «Святой, благословен Он, повелел, чтобы Моше передал Аарону: Тебе уготован еще более великий удел – ведь жертвоприношения совершаются только во времена, когда существует Храм, а светильники меноры будут светить всегда, и все благословения, которыми Я повелел тебе благословлять Моих сыновей, никогда не будут отменены».

Но ведь известно, что в период, когда Храм разрушен, отменяются не только жертвоприношения, но и зажигание меноры! А значит, слова этого мидраша указывают на свечи Хануки, которые продолжают зажигать и после разрушения Храма, в изгнании. И также благословение коэнов, приведенное в Торе перед разделом о пожертвовании вождей, совершается всегда. Таким образом, в этом мидраше говорится о двух разделах, окаймляющих повествование о пожертвованиях вождей [т. е. о благословении коэнов и о зажигании меноры – прим. переводчика], – и это сопряжение разделов толкуется во славу Аарона, который не принес пожертвование вместе с остальными вождями.

Редакция «Беерот Ицхак» выражает глубокую признательность переводчику раву Александру Кацу, редактору раву Цви Патласу и издательству «Пардес» за право пользоваться их переводом комментария Рамбана на русский язык.


http://www.beerot.ru/?p=51759