Кто нам брат? — Из комментариев Рамбана к недельной главе Дварим

Дата: | Автор материала: Рамбан

1299

«Вы проходите у границ братьев ваших, сынов Эсава…» (Дварим, 2:4).

Сказано «братьев ваших», поскольку сыны Израиля происходят от Авраама, и всё его потомство – их братья, ведь все они [т. е. дети и внуки праотца Авраама от праматери Сары] были обрезаны. [Эсав даже назван в Талмуде «евреем-отступником» (исраэль-мумар) (Кидушин, 18а) – хотя и «отступником», но, тем не менее, «евреем». А в Мидраше говорится: «Родители обрезали Эсава, но он презрел свою брит-милу и предпочел отказаться от обрезания» («Агадат Берешит», 59; «Оцар Ишей а-Танах», Эсав).] И поэтому написано: «Не гнушайся эдомитянами [т. е. потомками Эсава], ибо братья они тебе» (Дварим, 23:8).

Но эта братская общность не распространяется на сыновей от наложниц – Ишмаэля, Мидьяна и других детей Ктуры, ведь написано: «Не огорчайся из-за отрока и твоей служанки – …лишь в Ицхаке наречется твое потомство» (Берешит, 21:12).

[Данное различие между потомством Авраама от Сары и от наложниц опирается на простой смысл приведенного стиха Торы: «лишь в Ицхаке…» – но не в Ишмаэле и не в сыновьях от наложниц. Однако, согласно толкованию Талмуда, потомство Авраама «наречется» вовсе «не во всех сыновьях Ицхака» – а только в Яакове и его потомках, но не в Эсаве (Недарим, 31а, Раши и Ран; Санедрин, 59б). И сам Рамбан в своем комментарии к книге Берешит подчеркивает: совершать обрезание заповедано лишь продолжателям наследственной линии, идущей от Авраама через Ицхака и Яакова – но не через Эсава.]


http://www.beerot.ru/?p=27584