Насколько дороги Всевышнему тела евреев!

Дата: | Автор материала: Рав Йехезкель Асхаек

1993
тела евреев

В заключение этой главы, после того, как мы подробно описали всю проблематику данной темы, нам стоит посмотреть на следующую удивительную вещь.

Тур в первой главе законов Йом Кипура (Орах Хаим, параграф 604) пишет: «Учил рав Хия сын Рава из Дифтей: «[Написано в Торе:] И изнуряйте души ваши девятого дня месяца».

Почему говорится о девятом дне месяца, ведь поститься надо десятого? Чтобы научить, что все, что человек ел и пил накануне перед постом засчитывается ему так, как будто он постился и девятого, и десятого числа месяца.

И так объясняется: «Подготовьтесь девятого числа к изнурению (постом), которое будет десятого». Тора, говоря про необходимость поесть перед постом, назвала еду «изнурением». Из этого следует, что засчитывается человеку трапеза девятого как пост десятого, будто он постился два дня». Поясняет Тур: «То есть, как будто есть повеление поститься два дня. Но Всевышний из любви к еврейскому народу не заповедал два дня поста, а [дал пост] только один день в году для искупления грехов. И заповедал сначала поесть и попить, чтобы евреи смогли держать пост, и пост им не навредил.

На что это похоже? На Царя, у которого был единственный сын. И приказал ему Царь поститься один день, но перед этим повелел ему есть и пить, чтобы смог сын выдержать пост. Поэтому общепринято устраивать обильную трапезу перед постом».

Продолжает Тур и приводит мидраш:

«Правитель города сказал своему слуге: «Купи мне рыбы». Пошел слуга на рынок и нашел там только одну единственную рыбу. Хотел дать он за нее золотой. Но вдруг подошел еще один покупатель – еврейский портной, предложил за рыбу пять золотых и забрал ее. Так остался слуга ни с чем, пошел к правителю и рассказал ему, что случилось. Послал правитель за портным. И когда тот пришел, спросил у него: «Какая твоя профессия?» «Я портной». «Почему ты купил рыбу, которая стоит один золотой, за пять золотых и оставил слугу, которого я послал, без рыбы?» Ответил ему портной: «Как же не купить, пускай даже за десять золотых, чтобы поесть в этот день, в который Святой, благословен Он, повелел нам есть и пить, чтобы были мы уверены в том, что искупит Он все наши грехи». Ответил ему правитель: «Правильно ты поступил!» И освободили портного, и ушел он с миром».

И разъясняет Байт Хадаш (комментатор Тура – прим. ред.), а также книга «Тосефет Йом а-Кипурим» (Трактат Йома, 81:2), что этим рассказом Тур хотел показать, что заповедь устраивать трапезу перед Йом Кипуром важнее, чем заповедь есть в шабаты и праздники. И что эта трапеза засчитывается как пост. Она приравнивается по своему значению самому великому и грозному дню года, Йом Кипуру.

Тур преподал нам великий урок. Он приводит заповедь устраивать трапезу перед постом Йом Кипур первой, перед всеми остальными заповедями об этом дне. (Несмотря на то, что согласно порядку подготовки к этому празднику первыми должны идти заповеди о законах обряда искупления – «капарот»). Тур очень пространно объясняет этот пункт, несмотря на то, что каждый обязательно будет есть и пить накануне поста, даже если ему не заповедано. А если человек болен, и ему опасно поститься, то он должен есть и пить даже в пост Йом Кипур.

Все эти законы проистекают из любви Всевышнего к еврейскому народу, и не только к нашим душам, но и к телам, которые могут пострадать в результате поста.

Несмотря на то, что большинство людей не получают ущерба от того, что они постятся один день, нам дана заповедь устраивать плотную трапезу перед постом. И это не обычная заповедь, она важнее, чем заповедь устраивать трапезы в шабаты и праздники.

Тора даже меняет свой язык, и, говоря о заповеди устраивать трапезу в день перед постом, употребляет слово «изнурение», объясняя нам, что у того, кто это делает, есть заслуга, как будто он постился в этот день. И не только один день ему засчитывается, как пост, а два. И не просто, как два дня, а как два дня подряд. И не просто два дня подряд, а как будто два Йом Кипура подряд. Такова его награда! Тур не ограничивается этим объяснением. Он приводит также притчу о посте царского сына, для того, чтобы каждый еврей узнал и понял, что он – царский сын! И не просто царский сын, а единственный! И нет у Царя никого более близкого и дорогого Ему. Затем Тур приводит мидраш о портном и слуге. И все это для того, чтобы показать нам в простой и понятной форме, насколько велика любовь Пресвятого, благословен Он, к Его сыновьям. И как Он заботится о том, чтобы пост им не навредил, несмотря на то, что дал им всего один пост в год, и то – для их же пользы, чтобы очистить их от грехов.

И если малейший вред от одного поста в году так нехорош в глазах Всевышнего, насколько важна наша постоянная забота о здоровье, отстранение от всех вредных продуктов, перечисленных нами выше в этой книге. Это важное дело в глазах Творца, и с Б-жьей помощью за наши старания наши дни продлятся, и пребудем мы в добром здравии в этом мире, а также увеличим нашу награду в мире будущем.

продолжение следует

tora_and_health_1-800x800

Редакция «Беерот Ицхак» выражает глубокую признательность автору, раву Йехезкелю Асхаеку, и книжному магазину Jewishbooksmarket за право публиковать избранные главы из перевода книги «Тора о секретах здоровья» на русский язык.
Приобрести книгу можно здесь

http://www.beerot.ru/?p=35074