Избавление — Корэш завоевывает Вавилон

Дата: | Автор материала: И. Гольденберг

2220
эпоха Второго Храма

Невухаднецар умер в 3364 / 396 до хр. л./ г. Его сын, унаследовавший престол — Эвиль-Меродах, значительно улучшил положение пленных иудеев и даже освободил после тридцатисемилетнего заключения бывшего иудейского царя

Эвиль-Меродах был убит своим зятем, процарствовавшим три года, затем на престол вступил его малолетний сын, убитый вскоре вавилонскими вельможами. В 3386 /374/ г. был провозглашен царем Бэлшецар (Валтасар). Он плохо относился к иудеям, лишил их всех привилегий, и им пришлось, правда, недолго, познать всю тяжесть изгнания и неволи.

Однако главное уже было сделано; духовное объединение народа стало реальностью, и преследования лишь укрепляли его.

Именно в это время были установлены новые религиозные обряды, укреплявшие народное единство. При богослужении молящиеся обращались лицом в сторону Иерушалаима, мысленно переносясь в разрушенную национальную святыню. Четыре дня в году, связанные с горестными страницами еврейской истории (годовщины осады и взятия Йерушалаима, разрушения Храма и убийства Гдальи), стали днями национального траура.

В эти дни в молитвенных собраниях изгнанники плакали, вспоминая о Цийоне, а пророки утешали их, возвещая скорое избавление.

И оно не замедлило придти. Царство и весь род Невухаднецара, этого спесивого разорителя Йерушалаима и Первого Храма, были уничтожены в 3388 Корэшем (Киром). Еврейские пророки видели в Корэше не только орудие возмездия царскому роду, поправшему законы Творца, но и избранника Бога, которому предначертано было стать спасителем и освободителем пленных иудеев.

С уверенностью предсказал все эти события пророк Йешаяу: Так говорит Всевышний Корэшу, Своему помазаннику: “Я пойду перед тобой и горы сровняю, медные двери сокрушу и запоры железные сломаю. …Он построит Мой город и отпустит Моих пленных не за выкуп и не за дары“ /45:2,13/.

Жизнь Корэша, этого основателя Персидской державы, хорошо известна по многим еврейским источникам, а также по истории Геродота. Из всех рассказов о нем следует, что Корэш был человеком великодушным и благородным, который, создав силой оружия огромную империю, умел с уважением относиться к чувствам и верованиям покоренных народов. Он не переселял их в чужие земли, как это делали ассирийские и вавилонские цари, а старался заручиться их верностью, предоставляя внутреннюю автономию, особенно в вопросах религии.

К евреям у Корэша сложилось особое отношение.

Во времена Корэша персы по своему религиозному мировоззрению были ближе к евреям, почитавшим единого Бога, чем к идолопоклонникам-вавилонянам. Персы исповедовали религию Зороастры. Они почитали два верховных существа, ведущих между собой бесконечную борьбу: бога света и добра и бога тьмы и зла. Пророк резко осудил этот дуализм, противопоставив ему еврейскую веру в единого Бога. Тем не менее, с персами у евреев не было такого духовного антагонизма, как с вавилонянами. К тому же, во время взятия Вавилона Корэшу стало известно, что еврейские пророки предсказали ему победу и видят в нем посланника Бога.

Ещё в 3379 /381/ году, когда Корэш победил Лидийского царя Креза, в его армии среди инородческих отрядов были и иудеи, первыми начавшие распространять сведения о личности Корэша, его веротерпимости и великодушии.

В 3388 /372/ году пробил час возмездия. Армия Корэша взяла Вавилон, во многом благодаря помощи жрецов, недовольных религиозными реформами царя Бэлшацара. В Книге пророка Даниэля описаны последние дни Вавилонской монархии, знаменитый пир последнего вавилонского царя Вэлшацара. Ослепленный гордыней царь повелел принести из сокровищницы похищенные Невухаднецаром из Иерушалаимского Храма золотые сосуды, посвященные Всевышнему. Тогда появилась рука, начертавшая на сцене знаки, которые не умел ни прочесть, ни разъяснить никто, кроме Даниэля. Он один понял роковую надпись и разъяснил ее смысл царю и придворным. «Менэ, менэ, текел, у-фарсин», — гласили знаки, что означало, как объяснил Даниэль: Менэ — отсчитал Творец (дни) царства твоего и завершил его. Текэл — ты взвешен был на весах и оказался обличённым. Перэс — рассечено твоё царство и отдано Мадаю и Парасу»/5:25-28/.

Всё случилось так, как объяснил пророк Даниэль. Взяв Вавилон, Корэш исполнил самое сокровенное желание иудеев: он разрешил им вернуться на родину, отстроить Храм и восстановить Йерушалаим.

Это решение Корэша зафиксировано в декрете, изданном в 3389 /371/ году и дошедшем до нас в двух редакциях: одна на еврейском языке, в той форме, в которой он читался во всеуслышание царскими глашатаями; и вторая — на арамейском языке, в виде записи, найденной в государственном архиве старинной Персидской столицы Экбатана.

Вот арамейский текст в дословном переводе: «Так говорит Корэш, царь Персидский: Все царства земли дал мне Всевышний, Бог небесный, и Он повелел мне построить Дом в Йерушалаиме, что в Иудее. Кто есть из вас, из всего Его народа, да будет его Бог с ним, пусть он идет в Йерушалаим, что в Иудее, и строит Дом Всевышнего, Бога Исраэля, того Бога, который в Йерушалаиме».

Сегодня, после всевозможных анализов, историки не сомневаются в подлинности обеих редакций декрета Корэша.

продолжение следует

Данная книга печатается ле-илуй нешама — для возвышения души — ее составителя, р. Ицхака Гольденберга

http://www.beerot.ru/?p=36900