Лестница, достигающая неба — Из комментариев Рамбана к недельной главе Ваеце

Дата: | Автор материала: Рамбан

4320

Недельная глава Ваеце

«И он увидел сон: вот лестница – поставлена на землю, а ее верх достигает неба, и вот ангелы Б-га поднимаются и спускаются по ней» (Берешит, 28:12).

Ему [Яакову] было показано в пророческом сне, что все происходящее на земле осуществляется посредством ангелов, которые действуют в соответствии с повелениями Всевышнего: ангелы Б-га, которых Он «послал пройти по земле», не делают «ни малого, ни великого», прежде чем, возвратившись, предстанут перед Владыкой мира и сообщат Ему: «Мы прошли по земле, и вот вся земля пребывает в спокойствии» или «…она полна войн и крови», –  и Он повелевает им вновь спуститься на землю и вершить там Его волю.

И ему было показано, что Святой, благословен Он, пребывает над этой лестницей. И Он дал Яакову великое обещание, заверив, что не передаст его в руки ангелов – а станет он уделом Б-га, который будет с ним постоянно: «Вот, Я с тобой, и Я буду оберегать тебя везде, куда бы ты ни пошел» (Берешит, 28:15). И это говорит о том, что уровень Яакова выше, чем уровень других праведников, о которых сказано: «Своим ангелам Он заповедует хранить тебя на всех твоих путях» (Теилим, 91:11).

А рабби Элиэзер А-Гадоль толкует, что это видение Яакова подобно тому, которое было явлено Аврааму, (когда Б-г заключал с ним союз) между рассеченными частями (жертвенных животных), – и в этом видении Яакову было показано правление четырех царств: их восхождение к власти и падение. И в словах «вот ангелы Б-га» подразумеваются те ангелы, о которых сказано у Даниэля: «сар (высший ангел) Греции», «сар Персии». И Творец, да будет Он превознесен, обещал Яакову, что Он будет с ним, «куда бы он ни пошел», и Б-г будет охранять его среди этих народов и спасет его от их рук. И там сказано: «Показал ему Святой, благословен Он, четыре царства – их власть и их гибель». Ему было показано, как сар Вавилона поднимается на семьдесят ступеней и спускается [«Семьдесят ступеней» – намек на то, что власть Вавилона над народом Израиля продолжится семьдесят лет.] Ему было показано, как сар Мидии (и Персии) поднимается на пятьдесят две ступени и спускается. Ему было показано, как сар Греции поднимается на сто восемьдесят ступеней и спускается [намек на то, что персы и мидийцы властвовали над народом Израиля 52 года, а греческие цари, унаследовавшие империю Александра Македонского, – 180 лет]. И ему было показано, как сар царства Эдома поднимается, но не спускается, а произносит: «Взойду я на облачные высоты, уподоблюсь Всевышнему». Сказал ему Яаков: «Но и оттуда ты будешь низвергнут в преисподнюю, в глубины ада». Сказал ему (т. е. сару Эдома) Святой, благословен Он: «Даже если ты поднимешься, как орел, и если между звезд сделаешь себе гнездо, и оттуда низвергну тебя – слово Г-спода».

«Дай мне детей!»

«И увидела Рахель, что не рожает Яакову, и позавидовала Рахель своей сестре, и сказала Яакову: Дай мне детей, а если нет – я умру! И разгневался Яаков на Рахель, и сказал: Разве я вместо Б-га, который лишил тебя потомства?!» (Берешит, 30:1-2).

«Дай мне детей…» – комментаторы поясняют: она просила, чтобы он за нее молился. «…А если нет – я умру» – Раши поясняет: потому что тот, у кого нет детей, подобен мертвому, как об этом говорится в мидраше наших учителей.

И меня поражает: если так, то почему же Яаков разгневался, и почему сказал: «Разве я вместо Б-га?!» – ведь Г-сподь внемлет молитве праведников! И еще, он ей сказал: «У моего отца (который молился, чтобы моя мать зачала) не было детей – но у меня-то есть дети! Это тебя Б-г лишил потомства, а не меня!» Но разве праведники не молятся за других людей?! А ведь пророки Элияу и Элиша молились даже за посторонних женщин! И вероятно, именно по этой причине Святой, благословен Он, как повествуется в мидраше, упрекнул Яакова: «Разве так отвечают страждущим?! Клянусь твоей жизнью, что в будущем твои сыновья предстанут (как страждущие) перед ее сыном!»

И согласно простому смыслу этой строки Торы, Рахель, сказавшая Якову «Дай мне детей…», действительно имела в виду, чтобы он за нее молился – но молился до тех пор, пока Всевышний не даст ей детей во что бы то ни стало! А если нет, то она уморит себя от горя. Так, в порыве ревности, она говорила не должным образом, рассчитывая, что Яаков из любви к ней начнет поститься, облачившись во вретище и посыпав голову пеплом, – и чтобы она не умерла от горя, станет молиться до тех пор, пока она не родит.

А Яаков разгневался из-за того, что от праведников не зависит, будет ли их молитва услышана и непременно исполнена. И за то, что Рахель прибегла к жалобам окруженной любовью женщины, чтобы напугать его своей близкой смертью, он разгневался, и поэтому возразил ей, что не в состоянии заменить Б-га, способного дать бесплодной женщине детей по Своей воле, и не он виноват в том, что у нее нет детей, ведь Б-г лишил потомства именно ее, а не его. И он сказал все это, чтобы наказать ее и пристыдить.

И тогда эта праведница, увидев, что она не может положиться на молитву Яакова, сама стала снова молить Того, Кто «слышит вопль сердца», – и поэтому сказано: «И услышал ее Б-г» (Берешит, 30:22).

Многочисленное потомство

«И увидела Лея, что перестала рожать, и взяла свою служанку Зилпу и отдала ее в жены Яакову» (Берешит, 30:9).

И я не знаю, почему Лея так поступила и дала свою служанку мужу – ведь она не была бесплодной, чтобы стремиться иметь потомство от служанки, и обычно женщины не стремятся умножить число жен у своего мужа!

Но следует сказать, что наши праматери были пророчицами, и они знали: в будущем от Яакова должны произойти двенадцать колен, – и Лея желала, чтобы большинство сыновей было от нее и от ее служанки, которая находится в ее власти, и чтобы сестра не смогла обойти ее по числу сыновей. И поэтому-то она сказала: «Дал мне Б-г вознаграждение за то, что я отдала свою служанку моему мужу!» (Берешит, 30:18). И, как объясняют наши учителя, Яаков тоже знал об этом пророчестве, и поэтому послушался Лею – чтобы было у него множество сыновей.

Редакция «Беерот Ицхак» выражает признательность переводчику раву Александру Кацу, редактору раву Цви Патласу и издательству «Пардес» за право пользоваться их переводом комментария Рамбана на русский язык.


http://www.beerot.ru/?p=29387