Ваишлах — Господство Яакова — В чем сила брата?

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Куперман

2190

После десятков лет изучения я понял, что начало недельной главы Ваишлах совершенно непонятно. Я ожидал, что глава будет написана абсолютно иным образом.

Наш праотец Ицхак благословил Яакова, сказав (Берешит, 27:29): «Будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей». Таким образом, Яаков является господином, а Эсав – рабом. Ицхак говорит об этом прямо (там же, стих 37): «Ведь я поставил его владыкою над тобою и всех братьев его отдал ему в рабы». Раши объясняет, что это означает, что как бы Ицхак теперь ни благословил Эсава, в любом случае все его имущество будет принадлежать Яакову, ведь приобретенное рабом принадлежит его господину.

Это благословение настолько реально, что Эсав горько зарыдал! А если даже Эсав верил в силу этого благословения, то тем более Яаков!

Единственный способ, которым Эсав может освободиться от этого рабства, заключается в словах: «Но когда [потомки Яакова] нарушат Тору, ты свергнешь его иго со своей шеи» (там же, стих 40, согласно Ункелусу и объяснению Раши). Раши объясняет, что Эсав может свергнуть власть евреев, когда те нарушат законы Торы. Если так, то сам Яаков являлся просто идеальным господином для своего брата. Ведь Яаков – наиболее совершенный из наших праотцев. Он усердно выполнял все заповеди и ни разу не допустил даже мимолетного помысла о движении в сторону греха. Его имя высечено на Престоле Славы Творца.

В свете вышесказанного я ожидал бы, что наша недельная глава начнется так: «И послал Яаков-господин посланников (не ангелов) к своему рабу Эсаву, сказав: “Так скажите моему рабу: с Лаваном я жил… и послал приказать рабу своему подготовить дорогу мне навстречу!” И вернулись посланники к Яакову, говоря: “Мы пришли к твоему брату-рабу, и вот он идет служить тебе, и четыреста слуг с ним (задача некоторых из них – подготовить дорогу, других – расстелить ковры, третьих – приготовить еду, четвертых – зажечь факелы там, где нужно, пятых – пасти скот Яакова, шестых – сшить ему и его свите царские одежды, седьмых – стирать и чистить одежду)”… И послал Эсав подарки Яакову: двести коз и двадцать козлов… И увидел Эсав Яакова и поклонился ему семь раз…»

Некоторые объясняют, что у Яакова был недостаток в исполнении заповеди почитания родителей, а также заповеди заселения Земли Израиля, а потому, с некоторой точки зрения, это можно считать исполнением условия «когда нарушают». [Вопрос «почему Яаков боялся встречи с Эсавом» задается в Талмуде, но в несколько ином аспекте: ведь при выходе из Святой Земли ему была обещана охрана. Ответ таков: Яаков боялся, что из-за его возможного греха обещание не будет исполнено. То же можно сказать и про благословение Ицхака.]

Но это объяснение непонятно – ведь если даже Яаков не был достоин служения своего брата, то какое же поколение евреев вообще может быть достойнее, чем он? А если народ Израиля ни в одном своем поколении не заслуживает власти над Эсавом и его потомством, то каким образом может исполниться благословение Ицхака?

[Дополнение рава Игаля Полищука. Видится верным ответить на этот вопрос так. Яаков указал всем своим потомкам путь цельного исполнения Торы, чтобы устоять перед потомками Эсава. Нельзя слепо полагаться на благословение Ицхака. Нужно постоянно опасаться, что в чем-то мы отошли от воли Творца, и из-за этого Эсав не подчинится нам, а наоборот – взбунтуется и проявит свой кровожадный нрав. Ицхак олицетворял собой меру строгого Суда Творца, а исполнять Тору в соответствии с ней очень тяжело. Смысл его благословения Эсаву был в том, чтобы мы, потомки Яакова, постоянно боялись греха и наказания за него не только в Мире Грядущем, но и в этом мире. Это урок, который мы должны выучить из встречи Яакова и Эсава.] 

Подготовил рав Э. Швальб


http://www.beerot.ru/?p=22107