Недельная глава Кдошим — Что такое любовь в глазах еврейских мудрецов?

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

1823

Когда человек только родился, ему кажется, что он находится в центре мира, весь мир принадлежит ему, и нет никого в мире, кроме него. Подрастая, он постепенно начинает понимать, что кроме него в этом мире живут еще люди, у которых есть собственная жизнь, собственные мысли, собственные чувства. Но поскольку человек никогда в своей жизни, даже прожив все 120 лет, не почувствует переживаний и боли других людей, не подумает «их мыслями», единственная возможность для него понять других людей – это через себя.

Любовь – это способность ощутить себя единым целым с другими людьми. У человека, который любит свою семью, Я равняется всей его семье. А у того, кто любит всех жителей своего города, Я растет и «охватывает» всех земляков. У того, кто любит всех людей земного шара, Я «охватывает» весь мир. Такой человек чувствует, что он сам и все люди мира — единое целое. Это то, что хочет от нас Творец, когда повелевает: «Возлюби ближнего как самого себя» (Ваикра, 19:18). Каждый еврей должен ощутить всех остальных евреев частью самого себя. Именно поэтому сказано «как самого себя» – ощутить их частью себя.

Как-то видел в детском журнале интересный вопрос, обращенный к юным читателям: «Скажите, дети, – было сказано там, – когда вы видите на экране компьютера льва, который гонится за олененком, какие мысли у вас возникают? Несомненно, вы подумаете: “Какой жестокий лев! Как было бы хорошо, если бы олененок от него убежал!” А что вы скажете, когда увидите маму-птичку, которая приносит червячка своим птенцам? Разрешите предположить, вы воскликнете что-то вроде: “Как чудесно, теперь у птенцов есть пища”. Но почему же мы не скажем наоборот? Когда увидим льва, почему не скажем: как чудесно, что у львят будет пища? А когда увидим птичку, почему не скажем: какая жестокая птица, какой бедный червячок?»

В том журнале ответа на вопрос я не увидел.

Но думаю, ответ на этот вопрос простой: мы себя всегда отождествляем с тем, кто нам приятен. Именно поэтому, когда мы видим льва, который гонится за олененком, сразу же становимся на сторону олененка, отождествляем себя с ним. Поэтому думаем: какой жестокий лев! А червячок для нас неприятен, птенцы гораздо милее. Поэтому, видя птичку, которая приносит своим детям червячка, мы отождествляем себя с птенцами и радуемся тому, что у них есть «завтрак».

Интересно, что слово «любовь» на арамейском языке – рахамим, что означает также «милосердие». К кому мы милосердны? К тому, на чье место можем себя поставить, и поэтому его любим.

Но Тора не желает, чтобы наша любовь распространялась только на тех, кто нам симпатичен. Тора повелевает нам любить всех евреев, а в священных книгах сказано (книга «Томер Двора»), что важно любить и все человечество. Как же мы сможем полюбить всех людей? Во-первых, понимая, что все, как и мы – создания Творца. Так мы почувствуем себя единым целым со всем человечеством.

Но есть еще один путь «возлюбить ближнего». На этот путь намекает само слово аhава – «любовь». Корень этого слова hав, что на арамейском языке означает «дай».

Природа человека такова, что когда он «вкладывает» во что-то, он привязывается к этому и чувствует, что это – часть его самого. Именно поэтому мудрецы сказали, что небольшой урожай, который человек сам взрастил, ему гораздо дороже, чем значительно больший урожай, над которым он не трудился. Когда мы даем что-либо ближнему, «вкладываем» в него, мы ощущаем его частью самих себя и поэтому можем его полюбить.

Интересно, что наши мудрецы называют мужа и жену рэим аhувим, что значит «любящие друзья». Рав Хаим из Воложина объясняет следующее. В книге Мишлей (25:17) сказано: «Удерживай ногу твою от дома ближнего твоего, не то он пресытится тобою и возненавидит тебя». Эта «рекомендация» царя Шломо относится только к обычным друзьям. С любящими друзьями по-другому: чем больше времени они проводят вместе, тем сильнее становится их любовь. Муж и жена являются такими любимыми друзьями, поэтому, чем больше они бывают вместе, тем больше любят друг друга.

Думаю, что объяснение слов рава Хаима простое: когда обычный друг приходит в гости, рады не ему самому, а тому удовольствию, которое он доставляет. Когда хозяин дома пресыщается гостем, и тот перестает приносить ему удовольствие, хозяин начинает ненавидеть гостя. А любовь мужа и жены основана не только на удовольствии, которое они получают друг от друга, но и на их ощущении себя единым целым. Тревоги и заботы одного – это тревоги и заботы другого. Точно так же радость одного из них – радость и для другого. Поэтому чем больше муж и жена находятся вместе, чем больше они «вкладывают» в построение настоящей связи и единства, тем больше их любовь друг к другу.

Рассказывают о раве Элияу Лупьяне, одном из самых больших праведников прошлого поколения, что когда он пришел с женой к врачу, сказал: «У нас болит нога жены».

Теперь мы сможем понять утверждение мудрецов в Пиркей Авот (5:16), что любовь корыстная (тлуйа бэ-давар — зависящая от наличия определенной вещи, свойства и т.п.), в конце концов, иссякнет. А любовь бескорыстная, безусловная (ше-эйна тлуйа бэ-давар) не исчезает никогда. В первом случае если не будет вещи, свойства, которые вызвали любовь — и сама любовь пропадет. А та любовь, при которой люди чувствуют себя единым целым, вечна.

Из книги «Еврейский ответ»


http://www.beerot.ru/?p=10602