Недельная глава Итро
«Не возжелай дома ближнего твоего, ни жены ближнего твоего, ни его раба, ни рабыни, ни быка, ни осла, ни всего (из того), что есть у ближнего твоего» (Шмот, 20:14).
Возникает вопрос: если в конце сказано «ничего из того, что есть у ближнего твоего», зачем нужно было вначале перечислять – дом, жена, бык? Достаточно было бы просто сказать: «Не желай ничего, что есть у ближнего».
Кроме того, наши мудрецы спрашивают: как можно приказать сердцу не желать? Ведь это естественное человеческое качество! Ну что он может поделать, если у него слюнки текут?
Тора дает нам совет, как справляться с этим. Например, аврех растит десятерых детей в двухкомнатной квартире. А тут знакомый попался – у него четверо детей и четыре комнаты, да еще он решил построить пристройку на крыше. Ну, как тут можно остаться равнодушным? Как можно исполнить заповедь «не возжелай»?
Я тебе скажу, как: спроси себя, хотел ли бы ты быть на его месте, с четырьмя детьми, и отказаться от остальных шестерых? Нет, ни от одного ты не захочешь отказываться! Хотел бы ты быть на его месте, – с его проблемами и заботами? С его здоровьем, семьей, долгами – ведь у каждого человека есть свой «мешок с горестями»! Подумай об этом, и будешь радоваться своему уделу!
Об этом-то и сказано: «Не желай дома ближнего своего, не желай жены ближнего своего…» Ведь ты-то хочешь остаться в своем положении, но только добавить ту или иную деталь. А это так не работает! «Всего, что есть у ближнего твоего» – это программа «все включено», если уж меняться, так целиком и полностью.
А, да? Так я уже предпочту свой мешок…
Рассказывают, что в молодости Хафец Хаим с семьей были в очень тяжелом финансовом положении. Однажды его жена не выдержала: «Посмотри, такой-то – невежа, учиться не умеет, а живет в таком достатке. А мы – в такой нищете!» Ответил ей муж: «Я тебя просто не понимаю! Всевышний удостоил тебя мужа бен Тора, таких замечательных детей. А ему всего этого не дал… Что ж ты хочешь, чтобы Он наказал его еще и бедностью?»
Все это верно. Но все-таки непонятно – почему бы Всевышнему не дать мне все, что у меня есть, и не добавить то благо, которое есть у другого? Почему я не могу наслаждаться и своим миром, и его?
На это Хафец Хаим тоже дает ответ. Объясню его примером.
Приближалась зима, и один человек решил запастись дровами. Пришел в магазин и попросил пилу.
Продавец обрадовался:
— Слушай, как раз сейчас есть пила за полцены! Прекрасная пила для резки гранита, просто замечательная! Работает точно, легко, все, кто купили, приходят благодарить!
— Извините, — говорит покупатель, — но мне нужна пила для дерева!
— А, ну на ту пилу скидки нет. Может, на следующей неделе. Пока что купите эту, стоящая покупка!
— Стоящая – для тех, кто занимается гранитом, — отвечает покупатель, — мне с ней делать нечего. Принесите мне пилу для дерева, заплачу полную стоимость. Только несите уже!
Так, объясняет Хафец Хаим, человеку следует понимать, что Свыше не раздают подарки. Свыше дают задачи и подходящие для их исполнения инструменты. Дровосеку – свою пилу, каменотесу – свою пилу.
Вашего знакомого благословили богатством, это значит, что его назначили распределять цдаку и поддерживать Тору, и с него спросят за каждую копейку. Если вас благословили мудростью – ваша задача как можно больше учить Тору, и от вас потребуют подробного отчета, как вы использовали свои таланты. Так зачем желать чужих инструментов? Это же не ваша специальность, они вам просто не нужны!
Подготовила г-жа Лея Шухман