Мишпатим — Законы перевоплощения душ

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

3050

«И вот законы, которые ты предложишь им» (Шмот, 21:1).

По мнению «Зоара», тут содержится намек на Законы перевоплощения душ. Вот как книга «Зоар» трактует первый стих главы Мишпатим: «”И вот законы”, – речь идет о законах, относящихся к душам, которые были приговорены к тому или иному наказанию». Рамхаль, комментируя эти слова, пишет: «Знайте, что слова эти отражают тайную мудрость, о чем было сказано немало в книге “Тикуней Зоар”, и в этом основа управления». Иными словами, основа управления миром и его исправления связана с перевоплощением душ. Всевышний создал Вселенную, чтобы даровать наивеличайшее добро населяющим ее созданиям, и для того, чтобы привести мироздание к этой цели и не оставить в мире ни одну душу, непричастную к близости к Творцу. Поэтому душа проходит множество перевоплощений. Душу (или часть души), которая нуждается в исправлении, Всевышний помещает в другое тело, а если и там она не исправилась – то в еще одно тело, вплоть до окончательного исправления. Об этом рассказывает отрывок из книги пророка Шмуэля (Шмуэль II, 14:14): «не прощает Г-сподь душе (грех ее), но думает Он о том, чтобы не был отторгнут от Него (совсем) отверженный». То есть, Всевышний задумывает и осуществляет многочисленные перевоплощения, чтобы ни одна душа, даже душа самого великого злодея, не отдалилась от Него.

Перевоплощение душ дает ответ на древний вопрос, почему есть праведники, которым плохо – ведь мы не знаем, какова была душа в предыдущих перевоплощениях. Возможно, она была отягощена грехами, искуплением которых она занята в настоящее время (главное в человеке – его душа, тело – это только оболочка для души).

В трактате Брахот говорится, что Моше тяготился вопросом, по какой причине может быть праведник, которому плохо, праведник, которому хорошо, а также злодей, которому плохо, и злодей, которому хорошо. Всевышний ответил: «Моше, праведник, которому хорошо – это праведник сын праведника; праведник, которому плохо – праведник сын злодея; злодей, которому хорошо – злодей сын праведника; злодей, которому плохо – злодей сын злодея». Книга Зоар так объясняет эти понятия: «Праведник сын праведника – это праведник, который и в предыдущем воплощении своей души был праведником (ведь иногда даже душа праведника должна пройти перевоплощения из-за его некоторых отрицательных проступков или ради исправления поколения). Праведник сын злодея – это праведник, который в предыдущем воплощении был злодеем. Злодей, сын праведника, был праведником. Злодей сын злодея – злодеем».

Однако кроме «обычного» перевоплощения душ, есть дополнительный порядок переселения души из умершего человека в новое тело. Порядок этот носит название ИБУР: это присоединение Всевышним души великого праведника к душе живого человека, чтобы не дать этому человеку свернуть с праведного, истинного пути, чтобы улучшить его качества. Рав Хаим Виталь в книге «Шаар а-Гильгулим» пишет со слов своего великого учителя – Аризаля, что даже в наши дни нам на помощь могут прийти души наших праотцев – Авраама, Ицхака и Яакова, и даже душа Моше! И, несомненно, это знание может вдохновить и воодушевить каждого из нас следовать праведному пути, пути Всевышнего. Ведь если мы действительно захотим, мы сможем добиться того, чтобы нас наставляли праведные души из высших миров.


http://www.beerot.ru/?p=11351