Руководство к жизни в обществе — Рав Салем на недельную главу Мишпатим

Дата: | Автор материала: Рав Йонатан Салем

1658

Эта недельная глава начинается словами «ве-эле а-мишпатим» – «И вот законы…» (Шмот, 21:1). Мудрецы учат, что начиная главу с буквы вав (означающей «и» или «а»), Тора дает понять, что ее тема является прямым продолжением того, что было сказано выше. В предыдущей главе были описаны Десять Речений и несколько других законов, которые Б-г дал во время Откровения на горе Синай. И связка между главами свидетельствует о том, что заповеди этой главы тоже даны Б-гом. Но почему это не очевидно? Зачем нужно это подчеркивать? Разумеется, все законы Торы даны Б-гом! Ответ такой: мишпатим – законы понятные и постижимые здравым смыслом, в отличие от хуким – законов, данных Б-гом, которые в силу недопонимания могут показаться человеку лишенными смысла или чисто символическими ритуалами. Большинство законов этой главы – первого типа: оплата за нанесенный ущерб, другие денежные вопросы и т. п. Такого рода законы есть в любой стране, люди их устанавливают на основе логики и здравого смысла, с целью поддержания в обществе гармонии и порядка. Но здесь говорится, что еврейскому народу эти законы тоже даны Б-гом, они являются составной частью вечной системы законов, созданной на Небесах. Ни один вопрос не может считаться настолько незначительным, чтобы Тора не предусмотрела его решения – судьи рассмотрят все! Эта система учит нас правильно вести себя и по отношению к Б-гу (бейн Адам ле-Маком), и к другим людям (бейн Адам ле-Хаверо), и к самому себе. Тора указывает и что нам делать, и чего избегать.

Жил однажды весьма набожный человек, который работал резником (шохет) в своем городе. Как-то раз он пришел к раввину того города, известному духовному лидеру еврейского народа раву Исраэлю Салантеру, и сказал, что хочет уйти со своей должности. По его словам, на него слишком давила ответственность тщательно соблюдать все законы кашерного забоя (шхита) и не допускать ни единой оплошности – ведь тогда мясо становится некашерным. Рав Исраэль Салантер спросил его: «Ну и как же Вы планируете продолжать зарабатывать на жизнь и кормить семью?» Резник ответил, что он займется бизнесом и торговлей. Тогда рав Исраэль Салантер сказал: «Неужели Вы всерьез полагаете, что в бизнесе на Вас будет лежать меньше ответственности за соблюдение законов Торы?!» Может быть, там нет такого количества хуким (не понимаемых разумом деталей законов шхиты), которые надо соблюдать во Имя Б-га, но есть огромное количество законов поведения по отношению к другим людям, которые дал Творец. Нельзя даже мечтать о том, чтобы как-то завладеть чужой собственностью (Шмот, 20:14). Нельзя брать взятки (там же, 23:8), давать ложное свидетельство (20:13), брать проценты за долги (22:24). Нельзя даже замахиваться на другого еврея (2:13). Нельзя воровать (Ваикра, 19:11), грабить (там же, 19:13), лгать (19:11), задерживать оплату труда (19:13), давать дурной совет, проклинать (19:14), сплетничать (19:16), устраивать раздоры (Бемидбар, 17:5) и т. д. Надо обращаться с людьми по-доброму (Ваикра, 19:18), не судить их строго (19:15), одалживать деньги тем, кто в них нуждается (Шмот, 22:24) и т. д., – целый ряд законов, которые даны для того, чтобы человек брал пример с Б-га и следовал Его гуманным принципам.

Если мы будем старательно соблюдать все эти законы, если будем честными и учтивыми, то наше поведение будет не только «религиозным», но и красивым и правильным в глазах окружающих. Люди будут восхищаться теми, кто учит Тору и пользуется ей как руководством для жизни, а также и их родителями и учителями, и так будет прославлено Имя Б-га.

Перевод рав М. Мучник


http://www.beerot.ru/?p=11510