Вопрос о возвращении потери

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

1329

Я нашёл симпатичного котёнка, а через несколько дней увидел объявление о том, что какие-то люди потеряли котёнка и по приметам он отвечал тому, которого я нашёл. Я поторопился вернуть потерю, которая и на самом деле оказалась их, причём это кот редкой породы и стоит очень дорого. Обрадованные хозяева благодарили очень горячо и хотели премировать меня двумястами шекелей. Разрешено ли брать эти деньги или за исполнение заповеди не берут плату? И ещё такой вопрос: есть ли специальное благословение на заповедь возвращения потери?

С уважением Б.


Уважаемый Б! В "Шулхан Арухе" (раздел "Хошен Мишпат", глава 265-ая) имеется ответ на Ваш вопрос: "возвращающему потерю запрещено брать награду, так как запрещено брать плату за совершение заповеди". А в книге "Маханэ Эфраим" ("Законы аренды", глава 15-ая) от имени Роша (рабэйну Ашэр) приведено, что плату за возращение потери запрещено брать, даже если хозяева сами изъявили желание отблагодарить за возвращение потери.

После того, как получен ответ на Ваш вопрос, давайте всё же попытаемся оправдать тех, кто когда-либо брал или продолжает брать денежные награды за возвращение потери. В книге "Тшувот вэ-Анагот" (часть 3-тья, пункт 461-ый) сказано, что поскольку нашедший потерю, мог только сообщить хозяевам о находке и не относить им потерю на дом, можно оправдать взявшего награду тем, что он берёт её не за исполнение заповеди возвращения потери, а за то, что потрудился вернуть лично.

В этой связи я хотел бы ознакомить Вас с интересным фактом, связанным с нашей темой. В трактате Нэдарим (33а) слышится, что были места, где за возвращение потери брали плату. А ведь мы знаем, что за исполнение заповедей награду не берут (Брахот, 29а)?! Великий мудрец Торы Ран (рабэйну Нисим) объясняет, что речь идёт о компенсации по затраченному на возвращение потери времени, когда возвративший потерю человек был вынужден некоторое время не работать, и потерял из-за этого определённую сумму денег. Рамбам, однако, пишет, что в некоторых местах было принято брать плату за возвращение потери. Объясняет его слова "Теферет Исраэль" (Нэдарим, глава 4-ая, Мишна 3-тья): "В некоторых местах раввинские суды специально ввели разрешение брать плату за возвращение потери для того, чтобы люди не ленились возвращать ближним утерянное имущество". Постановление это построено на принципе Эфкер Бейт Дин – Эфкер, то есть на том, что у раввинского суда есть полномочия наложить вето на имущество любого гражданина, когда в том есть необходимость. В данном случае раввины посчитали, что для того, чтобы люди возвращали потери, у них необходимо повысить мотивацию. Пользуясь своими полномочиями, они "взяли" небольшую сумму у хозяев находки и передали её нашедшему, не переводя её в статус награды за исполнение заповеди.

Теперь обратимся к вопросу о благословении на заповедь возвращения потери. Мудрецы не установили такого благословения. Этому есть несколько объяснений. Во-первых, на заповеди, исполнение которых зависит от других людей, не благословляют, так как "вторая сторона" может отказаться от участия в исполнение заповеди. В случае с возвращением потери – отказаться получить находку. Во-вторых, есть правило, что на действия, которые даже без того, чтобы это было заповедано, каждому и так понятно, что их необходимо совершать, не установлены специальные благословения. В-третьих, поскольку потери возвращают все люди в мире, а не только те, кому это заповедано Торой, не совсем правильно произнести слова "освятил нас и заповедовал нам", в которых слышится, что это делают только те, кому заповедано исполнять заповеди Торы. Замечу, что, исходя из этих объяснений, становиться понятно, почему не благословляют на такие заповеди как почитать родителей, помогать неимущим (цдака), проведывать больных, утешать скорбящих, веселить жениха и невесту, и некоторые другие.

С уважением, Лейб Нахман Злотник

http://www.beerot.ru/?p=19014