Как определить, был ли гиюр истинным?

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

5087

Спасибо за статью о гиюре. Интересно, а что происходит, когда гиюр принят искренне, с намерением соблюдать все заповеди как положено, и они и соблюдались, а потом, под воздействием испытаний, гер отказывается от заповедей или их части. Сколько лет соблюдения должно быть, чтобы мы сказали, что изначально гиюр был истинным, а потом гер не устоял в испытании? Есть ли в такой ситуации отличие от еврея по рождению?

Зеев Шафранов


Уважаемый Зеев!

Вы задали очень важные и насущные вопросы. Я бы сказал, что Вы попали в самую суть проблемы.

Что касается первой части Вашего вопроса, здесь всё ясно. Талмуд вполне однозначно утверждает (и кодексы закона это приводят), что гер, который вернулся к прежнему образу жизни, рассматривается как еврей-грешник. Также как еврей по рождению, он не может перестать быть евреем. Но, как Вы сами совершенно справедливо утверждаете, это относится именно и исключительно к геру, который искренне принял на себя соблюдение заповедей. Если же гиюр был совершён не по закону Торы, или же если во время принятия иудаизма гер не намеревался соблюдать заповеди Торы, то его гиюр является недействительным.

Поэтому ответить на вторую половину Вашего вопроса намного сложнее. Конечно, суд, который принимает герим, обязан максимально проверить, каковы намерения потенциального гера, насколько он серьёзно относится к тому, что должно с ним произойти, не хочет ли он просто обмануть дайаним (судей). Но то, что происходит в сердце и в уме другого человека, неизвестно никому, кроме него самого и Творца.

Конечно, как я написал в своей статье, в еврейском народе всегда были праведные герим, некоторые из которых сыграли очень важную или даже решающую роль в еврейской истории. Некоторые из них приняли иудаизм, несмотря на то, что для них это означало реальную опасность для жизни. (И некоторые из них действительно были казнены и умерли, освящая имя Всевышнего, как, например, знаменитый граф Потоцкий.) Когда человек принимает гиюр при таких обстоятельствах, можно с большой уверенностью предположить, что он делает это из самых чистых побуждений, что он хочет приблизиться к Б-гу Израиля и Его Торе. Но некоторые приняли гиюр при совсем других условиях, в пору свободы и плюрализма, почти ничем не рискуя, и при этом были не менее искренни. Сегодня, когда в большинстве стран мира принятие гиюра никому ничем не угрожает, мы сами воочию видим множество праведных герим из разных народов, которые воистину стремятся к духовному росту, изо всех сил изучают и исполняют Тору, и укрепляют народ Израиля.

Но тот факт, что в наше время не требуется того уровня самопожертвования и риска, которые были необходимы в прошлом, означает, что не все люди, проходящие сегодня гиюр, вполне добросовестны. Проблему усугубляется тем, что некоторым людям, по тем или иным причинам, выгодно принять гиюр. Гиюр, принятый из соображений выгоды, для сохранения семьи, и т. п. действителен, но только при соблюдении обычных условий — если он сделан по закону, если гер верит во Всевышнего и Его Тору в целом и от чистого сердца принимает на себя соблюдение всех заповедей, включая постановления мудрецов. Если же этого нет, то гиюр недействителен.

Поэтому, как Вы сами верно утверждаете, когда гер сразу или вскоре после прохождения гиюра перестаёт соблюдать заповеди (не дай Б-г), может возникнуть сомнение, был ли он искренен с самого начала. Если да – значит он еврей-грешник. Если нет – он вообще не еврей.

(Интересно, что было также немало противоположных случаев, когда вначале люди проходили гиюр без реального принятия всех заповедей. Но потом, почувствовав вкус изучения и соблюдения Торы, они хотели стать настоящими герами. Тогда они делали то, что называется гиюр ле-хумра, повторное прохождение гиюра со строгим соблюдением всех законов.)

Нет какой-то определённой меры или критерия, с помощью которого мы могли бы однозначно определить, кто принял иудаизм откровенно, а кто – нет.  Каждый конкретный случай, связанный со статусом гера или гиёрет и их детей, требует индивидуального рассмотрения компетентным раввином.

Было бы хорошо, если бы люди, которые совершают «упрощённые» и «ускоренные» гиюры, а также члены официального раввината Израиля, которые иногда совершают недействительные гиюры, хоть на минуту задумались что будет, если их «упрощённый гер» женится или выйдет замуж. Как должен себя вести еврей, который не знает, кем является его жена, еврейкой, или нет?! Как будут чувствовать себя их дети, когда они подрастут, захотят создать семью, и вдруг выяснится, что их статус является предметом сомнения? Подозреваю, что голосистых сторонников армейских, а тем более консервативных и реформистских «гиюров» эти вопросы никогда не мучали.

(Источники: Йевамот 47б; Рамбам, раздел «Исурей биа», 13:17; «Шулхан арух», раздел «Йоре деа», 268:2.)

С уважением,

Берл Набутовский

http://www.beerot.ru/?p=42502