Гиюр – связь с праотцом Авраамом

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

7482
гиюр - завет авраама

Часть первая

В первой части статьи мы показываем, что гер обязан принять на себя соблюдения всей Торы, в том виде, в котором мы получили её от предыдущих поколений. Гиюр может считаться действительным только при условии, что и сам гер, и раввины, которые его принимают, строго соблюдают все сопряжённые с процедурой гиюра законы. В противном случае фиктивный гиюр наносит огромный вред как самому геру, так и еврейскому народу. История подтверждает, что все попытки принять геров, которые не принимают на себя полного соблюдения Торы, окончились полным отходом этих геров от еврейства.

В последнее время в Израиле вновь началось горячее обсуждение вопросов личного статуса, в особенности вопроса гиюра — перехода в еврейскую веру. Как всегда, пресса обсуждает эти темы с позиции эмоций, ложных обвинений и истерии. Мы же попытаемся проанализировать вопрос гиюра с точки зрения логики и фактов.

В первую очередь, надо разобраться с терминологией. Что такое «иудаизм», и что такое «еврей»? Сразу же напрашивается простой ответ: «всё очень просто: иудаизм — это еврейская религия, а еврей — это тот, кто исповедует иудаизм». Очевидно, в этих определениях есть несколько проблем. Во-первых, они помещают нас в логический заколдованный круг. Во-вторых, они явно неверны. Всем известно, то существует множество евреев, которые не исповедуют иудаизм. Всем также известно, что исповедование иудаизма — это недостаточное условие для того, чтобы быть евреем. Ведь если бы было достаточно исповедовать иудаизм, весь вопрос гиюра не стоял бы. Можно было бы просто, не выходя из дома, начать исповедовать иудаизм, и сразу же стать евреем!

Из-за возникших затруднений попробуем дать понятию «еврей» другое определение. «Еврей» — это часть еврейской нации, «лицо еврейской национальности». Но тут опять возникает затруднение. Если «еврей» — это национальность, то о каком гиюре может идти речь? Разве можно, пройдя некую процедуру или приняв на себя какие-либо обязательства, стать, скажем, французом, японцем или зулусом?

Ответ на вопрос, «что такое еврей», мы находим в Торе. Тора рассказывает нам о праотце Аврааме, с которым Сам Всевышний заключил вечный завет. Написано (Берешит гл. 17): «Авраму было девяносто девять лет, и Г-сподь явился Авраму и сказал ему: “Я Б-г Всемогущий, ходи предо Мною и будь непорочен. И установлю завет Мой между Мною и тобой, и весьма-весьма размножу тебя”. И пал Аврам ниц, и говорил с ним Б-г, и сказал: ”Я — вот, завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов. И не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов. И распложу тебя чрезвычайно, и произведу из тебя народы, и цари произойдут от тебя. И уставлю завет Свой между Мною и тобою и между потомством твоим после тебя в роды их, в союз вечный, чтобы быть Б-гом тебе и потомству твоему после тебя. И дам тебе и потомству твоему после тебя землю твоего пребывания, всю землю Кнаанскую, во владение вечное; и буду им Б-гом”».

Таким образом, Всевышний заключил вечный завет с Авраамом и с его потомством. Евреи — это «семя Авраама». Однако не все биологические потомки Авраама являются евреями.

Сама концепция «завета» или «союза» содержит намёк на то, что некоторые потомки Авраама не будут включены в число тех, кому Всевышний пообещал дать землю кнаанскую и с кем Он будет поддерживать особые отношения в течение всей истории человечества. Дело в том, что «завет» или «контракт» подразумевает, что каждая из двух заключающих его сторон выполняет свои обязательства в отношении другой стороны. Если же она эти обязательства выполнять прекращает, союз автоматически расторгается. Если так, как можно заключить «вечный завет»? Конечно, мы верим, что Всевышний выполнит свою сторону договора, но откуда может быть уверенность, что мы, потомки Авраама, выполним то, что возложено на нас?

Ответ таков: Авраам заложил в своё потомство потенциал, который позволит ему просуществовать всю историю до прихода Мессии, будучи «нацией священников и святым народом». Сам Всевышний раскрыл и пообещал Аврааму, что его потомки будут соблюдать завет и унаследуют землю кнаанскую на веки вечные. Таким образом, условия завета, несомненно, будут также выполнены и второй стороной — еврейской нацией. То, как это происходит, можно понять, изучая еврейскую историю и наблюдая еврейскую современность.

Сегодня только слепой может не увидеть, и только лгун может не признать, что этот завет вот уже четыре тысячи лет исполняется самым удивительным и противоестественным образом. Несмотря на все гонения, катастрофы, нападки извне и изнутри, еврейский народ продолжает существовать, продолжает соблюдать Тору — завет, заключённый со Всевышним. Более того, более двухсот лет назад начался невероятный с точки зрения историка процесс — еврейский народ начал возвращаться в Землю Обетованную.

Однако гарантия, данная Аврааму, относится только к народу в целом. У каждого отдельного индивидуума есть свобода выбора, которая даёт ему возможность перестать быть частью того потомства, с которым Всевышний заключил завет. Для того, чтобы оставаться членом еврейского народа, надо быть не только биологическим, но и духовным потомком Авраама.

Тора рассказывает нам о том, как в первых поколениях после Авраама его потомки уходили от соблюдения завета. Его сын Ишмаэль был изгнан из дома своего отца за совершённые им прегрешения. Хоть Ишмаэль и раскаялся в своих проступках в конце жизни, он не вернулся в семью Авраама, и не стал частью еврейского народа. Внук Авраама Эсав тоже откололся от наследия, полученного от отца и деда, став грешником и вероотступником. Потомки Эсава не являются евреями.

Но этим феномен отхода отдельных людей и групп от еврейского народа не ограничился. Он продолжается также после того, как потомки Авраама в Египетском изгнании из семьи превратились в целый народ. Мидраш («Танхума», «Мехилта», см. Раши к Шмот, 13:19) повествует о том, что лишь одна пятая еврейского народа вышла из Египта. Остальные побоялись оставить насиженные места и предпочли остаться в рабстве. История евреев продолжается без этих людей.

После выхода из Египта евреи получили Тору у горы Синай. Тора даёт чёткое определение, кто из биологических потомков Авраама является евреем — тот, кто родился у еврейской матери. (Этот закон относится только к евреям. У других народов мира по закону Торы национальность определяется по отцу.) Казалось бы, после того, как было установлено столь чёткое определение еврейства, процесс отхода должен был остановиться — тот, кто родился у матери-еврейки, не может выбрать себе другую мать! Однако последнее утверждение верно только в очень узком смысле. Тот, кто родился у матери—еврейки, действительно обязан соблюдать законы Торы. Эту обязанность он с себя снять не может, так же как не может выбрать себе других родителей. Однако ни у кого нет гарантии, что у него будет потомство, и что это потомство останется в лоне еврейского народа. История показывает, что дети и внуки вероотступников очень быстро теряют связь с евреями и еврейством и растворяется среди других народов. Рамбам пишет об этом («Исурей Бия», 21:13): «Испытания, связанные с изгнаниями, вырывают их из виноградника».

Эта закономерность истории наблюдается не только в отношении отдельных людей, но и в отношении групп, которые отходят от истинного еврейского мировоззрения.

Яркий пример тому — история караимов. Это движение, отрицающее многие постулаты устной Торы, вскоре после своего возникновения примерно в VIII в. н. э., охватило немалую часть еврейского народа. Евреям Вавилона и Персии того времени казалось, что в Иудаизме существует два альтернативных течения — ортодоксальный иудаизм и караимский иудаизм. У караимов были свои крупные общины, весьма впечатляющие раввины, своё мировоззрение и литература. Однако через несколько поколений после начинателей движения потомки первых караимов полностью откололись от еврейского народа и в конце концов сами перестали считать себя евреями. Интересно, что отход караимов произошёл, несмотря на то, что их религия не разрешала им смешиваться с представителями других народов и принимать прозелитов.

Ещё один пример — это мараны. В конце XV века евреи были изгнаны из Испании. Лишь половина испанских евреев нашла в себе силу духа покинуть цивилизованную и богатую Испанию, в которой их предки жили в течение многих поколений, и, бросив почти всё своё имущество, уйти в неизведанные и дикие земли. Вторая половина осталась в Испании, приняв христианство. Несомненно, большинство этих евреев рассчитывало, что тяжёлые времена быстро пройдут, и им разрешат постепенно вернуться к еврейству, или что им удастся сбежать из Испании в более дружелюбные земли. Известно, что лишь немногим удалось потом перебраться из Испании в более толерантные страны и вернуться к соблюдению Торы. Большинство маран так и осталось в Испании, и ассимилировалось там. (Есть множество историй об испанских семьях, в которых до сих пор каждую пятницу в подвале зажигают субботние свечи и т. п. Однако факты таковы, что сегодняшние потомки маранов — это неевреи. Роль маран в еврейской истории ограничивается тем, что из их рядов вышло много католических священников. Некоторые из них старались защитить своих братьев-евреев, а некоторые — наоборот, преследовали их с особым фанатизмом и жестокостью. В любом случае, для еврейского народа они были безвозвратно потеряны.)

Более современный пример – те, кто предпринимал первые, по нашим понятиям достаточно робкие, попытки внести изменения в Иудаизм в эпоху просвещения. Известно, что у идеолога еврейской эмансипации Моше Мендельсона, который сам всю жизнь был соблюдающим евреем, не было ни одного внука-еврея.

Таких примеров множество. Каждый, кто сегодня называется евреем, появился на свет только благодаря праведности и самопожертвованию многих десятков поколений своих предков. Это самопожертвование выражалось как в готовности идти на материальные неудобства, лишения и даже смерть ради веры, так и в способности не поддаться на соблазн ложных мировоззрений. (Сегодня нам трудно понять, в чём заключался соблазн, например, движения караимов. Но думаю, что всем читателям известно, каким непреодолимым искушением были социализм и коммунизм для тех, кто жил всего лишь сто лет назад. Как много евреев побежало на служение этим идолам, и как трагичен был их конец!)

Итак, мы видим, что у потомков Авраама есть практическая возможность перестать быть частью народа. Теперь требуется выяснить, как может произойти обратный процесс. Как может представитель другого народа стать евреем?

Тора много раз упоминает, что в еврейском народе есть т. н. «герим», буквально – поселенцы, пришедшие из других народов и ставшие частью народа Израиля. Каким же образом можно оторваться от своего народа и войти в народ Израиля?

Рамхаль пишет об этом в книге «Дерех Ашем» (ч. 2, гл. 4, пункт 4): «По Своей великой доброте и благоволению постановил Творец и позволил даже “ветвям” других народов при желании своим выбором и своими деяниями выкорчевать себя из своего “корня” и войти в общность “ветвей” нашего отца Авраама, мир ему. То есть Всевышний сделал Авраама отцом всех переходящих в еврейство и сказал ему (Берешит 12:3): “И благословятся тобой все племена земли”. Но если они не постараются достигнуть этого, то останутся под своим “коренным” деревом, соответствующим их природе».

Рамхаль подчёркивает, что стать гером можно только «своим выбором и своими деяниями». В чём же заключается этот выбор? Законоучителя объяснили нам, что основное условия для принятия иудаизма — это вера в письменную и устную Тору и безусловное принятие и выполнение всех заповедей.

Можно ли, вопреки закону, стать гером, не приняв Тору, или приняв её частично, или приняв Тору как красивую легенду прошлого, содержащую некоторые моральные учения? Может быть, дети или внуки таких полугеров постепенно вольются в еврейский народ? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, вновь обратимся к истории.

Книга Царей (2, 17:24) рассказывает нам о народах, которых царь Ассирии привел из Куты и из других земель и поселил в городах Самарии. Эти идолопоклонники приняли Иудаизм из страха перед львами, которые нападали на них. (После того, как они начали выполнять некоторые еврейские законы, львы перестали их терзать.) Так как их принятие и соблюдение заповедей Торы было неполноценным, самаритяне всегда оставались отдельным народом. Во времена Второго Храма, они противостояли исконным евреям и наделали им множество неприятностей. В конце концов, самаритяне полностью отделились от евреев и превратились в отдельный народ. Они существуют до сих пор, но евреями себя не считают.

История прозелитов следует той же закономерности, что и история евреев по рождению. Те из них, кто от чистого сердца верит во Всевышнего и в Его Тору, те, кто в полную силу выполняют заповеди, становятся частью еврейского народа и еврейской истории. Те, кто принимает Тору лишь частично или вообще не принимает, отторгается и остаётся вне исторической еврейской общины.

И в письменной, и в устной Торе упоминаются прозелиты, ставшие великими праведниками, мудрецами, основоположниками и лидерами еврейского народа. Ярчайший пример — это моавитянка Рут. Тора говорит нам, что моавитяне — это проклятый народ. Рут родилась в семье Эглона — царя моавитян и злейшего врага иудеев. Несмотря на такое происхождение и воспитание, праведная Рут бросает царский дом, присоединяется к семье своей обнищавшей и злополучной свекрови, приходит с ней в землю Израиля и принимает иудаизм. Заслуга Рут настолько велика, что именно от неё происходит царь Давид. Это означает, что праведный мессия, который приведёт наш народ к окончательному избавлению, тоже является потомком Рут.

Шмая и Автальон — великие мудрецы, передавшие Тору Шамаю и Илелю, тоже были герим. (По другим мнениям, детьми герим.)

Ярчайший пример влияния герим — это, конечно, раби Акива, родители которого были прозелитами. Он в буквальном смысле спас еврейский народ, передав Тору поколению изгнания. Его великий ученик, раби Меир, тоже был из семьи прозелитов. Он был прямым потомком римского императора Нерона.

Нет никаких сомнений, что все эти праведные геры прошли процедуру гиюра в соответствии с законом, алахой. Это означает, что они от чистого сердца приняли на себя соблюдение всех заповедей. Мужчине для того, чтобы произвести гиюр, требуется обрезание. После этого гер должен быть принят тремя Б-гобоязненными знатоками Торы и окунуться перед ними в микве. Только при соблюдении этих условий гиюр является действительным.  

Фактически для того, чтобы принять иудаизм по закону, от человека требуется пройти серию достаточно сложных и скрупулёзных проверок и предстать перед судом раввинов, которые будет относиться к нему критически. Многие потенциальные герим жалуются, что процесс слишком сложен и занимает слишком много времени. Но, как мы видим, в течение всей истории от евреев требовались огромные усилия и самопожертвования для того, чтобы оставаться евреями. Процесс гиюра необходим для того, чтобы хоть в малой степени проверить, насколько потенциальный прозелит готов терпеть трудности и неудобства ради своих духовных устремлений.

Тому, кто не хочет и не собирается самоотверженно выполнять все заповеди Торы, тому, кто не верит всем сердцем в Б-га Израиля, нет никакого смысла принимать гиюр!

Более того, без веры в завет, который Всевышний заключил с Авраамом, и без желания соблюдать этот завет, гиюр не достигает никакой рациональной цели.  Ведь если иудеи — это нация, то перейти в «национальное иудейство» невозможно, как невозможно по желанию превратиться из этнического немца в этнического готтентота или из этнического индийца в этнического индейца. Если же иудаизм — это религия, то гиюр, опять же, теряет смысл. Никто не запрещает китайцу или гавайцу верить в еврейского Б-га и соблюдать почти все еврейские заповеди в той степени, в которой ему хочется. Для этого не нужен гиюр. Единственный смысл процедуры гиюра — это стать частью потомства Авраама, с которым Всевышний заключил вечный завет. Но завет может быть заключён только с тем, кто принимает все его условия.

Тот, кто принимает гиюр без истинной веры и без намерения безусловно принять на себя всё, что от него требует Тора, наносит огромный вред себе и народу Израиля. Тем более это относится к тем, кто принимает недобросовестных герим. Ведь если процедура гиюра была произведена неправильно (и это включает не только окунание в микве, но и принятие Торы), то в результате этой процедуры возникает обман — человек, которого считают евреем, в действительности евреем не является. Потом этот человек создаёт семью, которая тоже живёт этим обманом. Каков статус его детей, которые сами не знают, кто они?

Существует великая заповедь принимать герим. Но эта заповедь в первую очередь относится к таким людям, как граф Потоцкий. Этот польский аристократ отказался от огромного богатства, блестящей карьеры и благородного происхождения для того, чтобы соблюдать и изучать Тору. Когда католическая церковь поймала его, он, не задумываясь, пошёл на смерть ради веры. Виленский Гаон говорил, что смерть этого святого праведника очистила весь мир от определённых видов нечистоты.

Конечно, далеко не каждый способен на такой уровень самопожертвования. Но если потенциальный гер вообще не собирается соблюдать заповеди, или собирается соблюдать их только частично, то заповедь принимать герим превращается в величайшее нарушение и грех. Гиюр может считаться действительным только при условии, что и сам гер, и раввины, которые его принимают, строго соблюдают все сопряжённые с процедурой гиюра законы.

Продолжение следует


http://www.beerot.ru/?p=42375