Быть в сукке — вместе

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

3231
вместе

Как известно, у Суккота и Песаха есть много общего. И тот, и другой начинаются 15 числа месяца. В Песах есть обязанность съесть кезайт мацы на пасхальном Седере, и в первый вечер Суккот есть обязанность съесть кезайт хлеба в сукке.

Однако я задумался и понял, что все же есть огромная разница между Суккотом и Песахом…

Песах празднуют дома, удобно сидя на подушках, уставив стол дорогой посудой, подобно царям.

В Суккот мы благодарны за то, что Хазон Иш установил минимальный размер сукки семьдесят на семьдесят сантиметров. Если бы строили по размеру, установленному равом Хаимом Наэ – по полметра, то как бы это было? И слава Б-гу, что женщины свободны от этой заповеди, на крошечном балконе есть место только для мужчин.

И вот, когда мы сидим в сукке, один на коленях у другого, мы говорим: «Приглашаю на трапезу высших гостей… Пожалуйста, Авраам, приходи и садись со мной». Мы приглашаем нашего праотца Авраама сесть с нами за трапезу. И не его одного, а еще «и с тобой вместе все высшие гости» — пусть приводит с собой Ицхака, Яакова, Моше и Аарона, Йосефа и Давида, – всем найдется место! Но как?!

Я скажу вам, как. Во время Дней Трепета мы приобрели верный взгляд на вещи: главное – духовное, а материальное – второстепенно; главное – это Будущий мир, а этот мир – лишь коридор к нему.

Тогда мы выходим из постоянной квартиры во временную, чтобы сидеть под сенью Шехины. Если мы так себя чувствуем – места хватит всем!

Великий рав Хаим Шмулевич не раз вспоминал слова Гемары (Санедрин, 20а), объясняющие стих из Мишлей: «Обаяние — ложь, и тщета – красота, лишь Б-гобоязненная (женщина) будет прославлена». Гемара говорит: «Обаяние – ложь» – это поколения Моше и Йеошуа; «тщета – красота» – это поколение царя Хизкияу. «Б-гобоязненная будет прославлена» – это поколение раби Йеуды бар Илая, когда шестеро накрывались одним талитом и учили Тору.

Рав Хаим брался за воротник фрака и говорил: «Я не понимаю… В этом фраке могут поместиться двое? Как же шестеро могут поместиться под одним талитом, ведь один тянет в одну сторону, а другой – в другую?» И отвечал: «Верно, когда один тянет туда, а другой – сюда, талита и на двоих не хватит. Но когда каждый заботится о том, чтобы другой был укрыт, хватит и на шестерых!»

Об этом же сказано в трактате Санедрин (7а), что, когда любовь сильна – можно уместиться и на острие ножа!

Как-то я слышал от одного человека, еще из прошлого поколения: раньше все жили в однокомнатной квартире, и хватало места на родителей, детей, и еще и на гостей. Переехали в двухкомнатную – все, уже на гостей места не хватает. В трехкомнатной детям места нет, и нужно переезжать в четырехкомнатную, чтобы была комната для мальчиков и комната для девочек. Ну, а когда переезжают в пятикомнатную, уже нет места для родителей. Им приходится то и дело уезжать в отпуск и кушать не дома, а в ресторанах…

В этом и заключается разница между Песахом и Суккотом: если ты видишь себя царем, то тебе и всего мира не хватит. А если мы видим себя во временном жилище, то все с радостью теснятся, и хватает места на всех…

Есть и еще одно, очень символическое различие: в Песах есть четыре сына и четыре бокала вина, а в Суккот – четыре вида растений. Но в Песах каждый сын по отдельности, у каждого свой вопрос и свой ответ. И четыре бокала – «если выпил их вместе, не выполнил заповедь».

А в Суккот все четыре вида растений объединяют вместе.

«И объединятся все вместе выполнять Твою волю с цельным сердцем». Можно этот стих объяснить и с конца в начало: если есть желание «выполнять Твою волю с цельным сердцем», то можно объединиться всем вместе! А если нет – увы, мы видим своими глазами, что происходит…

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=55001