Чтение слихот до Рош а-шана

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

897

В ночь после последнего (в этом году – предпоследнего) шабата перед Рош а-шана начинается чтение слихот.

Оно продолжается до Йом кипур, но сразу после Рош а-шана мы добавляем к читаемым нами слихот ещё несколько. Одна из них называется Акеда. Она посвящена жертвоприношению Ицхака.

Сказано в Гемаре: «Сказал раби Абау: «Почему (в Рош а-шана) трубят в рог барана? Сказал Всевышний, благословен он: «Трубите передо мной в шофар, чтобы я вспоминал вам заклание Ицхака, и зачёл вам, будто вы заклали себя передо мною» (Рош а-шана, 16а)».

С Рош а-шана начинаются «десять дней раскаяния (тшувы)».

И хотя сам этот праздник является днём тяжёлого суда, когда Всевышний предоставил возможность Обвинителю (Сатану) нас обвинять и требовать суда, это уже время, когда Всевышний приближается к нам. И об этом сказано: «Вопрошайте Всевышнего, когда Он близок (Рош а-шана, 18а)», ибо тогда появляется возможность просить Его о милосердии. Когда мы объявляем по-настоящему Всевышнего нашим царём и принимаем на себя бремя его царства, трубление в шофар побуждает нас к тшуве, а Всевышнего – к милосердию. Упоминание нами в слихот заклания Ицхака пробуждает высшее милосердие Творца.

Видится, что Всевышний дал в этот день право обвинителю требовать сурового суда потому, что Он предварил этому обвинению пути спасения, в частности – трубление в шофар, о котором сказано, что исполнением заповеди трубления в шофар меняется образ правления Всевышнего с меры сурового суда на меру милосердия. И в этом также особый смысл Рош а-шана.

Слихот до Рош а-шана и после него отличает ещё одна вещь. Нас ожидает очень непростой суд и каждый из нас предстанет перед Всевышним таким, каков он есть на самом деле. Известно, что Аризаль видел на лице человека все его грехи. Сказано в недельной главе Ваигаш: «И заложил Йосеф свою колесницу, и взошел он навстречу Исраэлю, отцу своему, в Гошен. И явил он себя ему (Берешит, 46:29). Я слышал интересное замечание по этому поводу. Слова «И явил он себя ему» говорят о духовном видении Яакова, видевшего грехи на лице человека ещё лучше Аризаля. Йосеф явил себя отцу, чтобы показать, что ему нечего скрывать от его духовного взора. Мы все скоро предстанем перед Всевидящим взором Творца и его судом в Рош-а шана, и нам не удастся ничего скрыть.

У нас есть особое время до Рош а-шана для исправления всего, что мы можем исправить – это месяц элуль и, в частности, дни слихот.

«Десять дней тшувы» и Йом Кипур – это время для искупления грехов. Однако чрезвычайно важно не взять с собой на суд Рош а-шана воз грехов предыдущего года. Для этого нам дано время, чтобы раскаяться, исповедоваться и принять на себя обязательство исправления грехов в будущем, чтобы с нас сняли большой груз перед Рош а-шана.

После Рош а-шана изменить вынесенный приговор уже очень непросто.

Мои учителя очень советовали в месяце элуль учить книгу Шаарей тшува, переведённую на русский язык под названием «Как вернуть утерянное». Эту книгу написал рабейну Йона, великий мудрец Торы и человек большой святости. Она побуждает к раскаянию и исправлению основных грехов, совершаемых нами постоянно. Также очень важно почитать книгу Хаей адам, объясняющую законы Йом Кипура, а также суть и частности видуя. Нам необходимо раскаяться в своих грехах ещё до Рош а-шана, чтобы прийти к нему с гораздо меньшим грузом грехов. Необходимо до Рош а-шана разобраться не только в порядке и смысле исповеди, а именно разобраться в себе для собственного исправления. И в этом – основной смысл слихот.

Слихот (от слова слиха) – это молитвы о прощении каждого из нас, а также всего нашего народа.

Произнося «13 атрибутов милосердия», мы взываем к Всевышнему, прося его раскрыть нам максимально своё качество милосердия. Однако, пишет великая книга Есод ве-шореш Авода, нет слихот без раскаяния и исправления.

Нам всем необходимо проснуться. Суд приближается. Гмар хатима това!

Подготовил: рав Цви Маламуд


http://www.beerot.ru/?p=87989