Комментарий к стихам Видуя (исповеди) — Багадну — Мы предавали

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

1152
предавали

Мы предавали

Как-то раз меня попросили выступить перед заключенными в тюрьме Рамла. Сказать какие-то укрепляющие дух слова. Я поехал. Что вам сказать? Перед такой публикой я не привык выступать. Я их лично не знаю, но из того, что мне рассказали о некоторых из них – хорошо, что они за решеткой. Вы наверняка слышали историю о человеке, которого бросили в клетку со львами. Он сказал себе: «С одной стороны, хорошо, что львы – в клетке. С другой стороны – жалко, что я не снаружи…» Вот так и я себя чувствовал.

Тем не менее, говорить надо было. «Дорогие собратья! – начал я, — Когда наш праотец Ицхак пожелал благословить Эсава, наша праматерь Ривка заставила Яакова войти вместо него и получить благословения. Чтобы убедить Ицхака, что перед ним стоит именно Эсав, она надела на Яакова одежду Эсава, которая хранилась у нее дома. И сказано: “Почувствовал (Ицхак) запах его одежды и сказал: “Запах моего сына – как запах поля, которое благословил Всевышний””. И даровал ему благословения. Мудрецы комментируют стих “почувствовал запах его одежды” так: “Читай не бгадав (его одежды), а богдав (его предателей)” (Санедрин, 37а).

Что тут сказано? Я объясню. Наш праотец Ицхак не хотел благословлять Эсава. Он знал, что тот – человек поля, бездельник и нет на нем бремени воли Творца, а Яаков —совершенный человек, сидящий в шатрах Торы. Он желал благословить сына, который положит начало народу, служащему Всевышнему, избранному народу. Однако Гемара (Бава Батра, 133б) указывает не передавать наследство сына-нечестивца сыну-праведнику, ведь кто знает, кем будут внуки, жизнь порой преподносит сюрпризы. А поскольку Эсав – первенец, может быть, его потомки будут праведниками, достойными благословения. Однако наша праматерь Ривка получила пророчество, что народ Израиля не произойдет от потомков Эсава, и что Яаков должен получить благословения.

Когда Яаков пришел к своему отцу получить благословения, Ицхак пожелал узнать, с помощью духа святого постижения, кем будут потомки Яакова. Есть известная пословица: “прочность цепи проверяется по ее самому слабому звену”. Наш праотец Ицхак вглядывается в будущее, и видит, что даже предатели народа Израиля – замечательны. Как сказано (Санедрин, там же): “Самые пустые (т. е. злодеи) народа Израиля полны заповедей, как гранат – зернышек”. А также: “Я, Г-сподь, пребываю с ними в их нечистоте” (Ваикра, 16:16). Даже, когда надевают одежды Эсава и совершают его деяния – “согрешивший еврей остается евреем” (Санедрин, 44а), и даже находясь на 49 ступени нечистоты и служа идолам, они остаются “верующими, сынами верующих” (Шаббат, 97а)!»

Надо было видеть, как у них сверкали глаза, как они жадно глотали каждое слово! Ведь я говорил о них, о том, что близко их сердцам!

А потом я спросил: «Однако я не понимаю. Если Тора желала это сказать, то почему намеками? Почему не было написано прямо: “Он почувствовал запах его предателей”? Мол, как хороши даже преступники народа Израиля?»

Лица сразу нахмурились. Они ждали моего ответа с явной опаской.

А я продолжил: «Потому, что Тора желает, чтобы мы хорошенько поняли: “предательство” для еврея – это не более, чем “одежда”. И даже не его одежда, а “желанная одежда Эсава”, это Эсаву желанна такая одежда. Для евреев же – “их мечи – оружие заимствованное” (Берешит, 49:5). Искусство грабить в ваших руках – это от Эсава. Снимите эти чужие одежды, и вернитесь к самим себе, к своей духовной чистоте, к своей внутренней правде!»

Каким ярким светом вновь засверкали их глаза, как засияли лица улыбками!

А вы что думаете – я имел в виду только таких людей? Мы сами разве не признаемся в Видуе: «Мы предавали»? Но надо понимать, что это наше предательство – это нечто внешнее, взятое взаймы у чужих. Да исполнится стих пророка Захарьи (3:4): «Сказал: “Снимите с него испачканные одежды!” И обратился к нему: “Смотри, снял я с тебя грех твой, и теперь пусть разоденут тебя в одежды нарядные!”»


http://www.beerot.ru/?p=74842