Сгула против смерти — Сто благословений

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

2793
сто благословений

Еще одна сгула против смерти и эпидемии:

Приводится в трактате Менахот (43б): «Раби Меир говорил: ”человек должен произносить сто благословений каждый день, как сказано (Дварим 10:12) ’а теперь, Израиль, чего Г-сподь, Б-г твой, требует от тебя’”. Рав Хия сын Раби Айво в Шаббаты и в праздники старался набирать пряности и лакомства.»

Высказывание Раби Меира объясняется следующим образом: Слово «что», «מָה» — намекает на похожее слово «מאה», «сто».

Слова Раби Айво объясняются так: В обычный день, тот, кто произносит все утренние благословения, благословения на «Шма» утром и вечером, и три раза произносит молитву «шмоне эсре» и благословение на еду  и тому подобные, обычно набирает 100 благословений.

Но в Шаббат и праздники, когда в молитве «шмоне эсре» семь благословений, а не девятнадцать, как в будние дни, требуется приложить особые усилия для того, чтобы произнести сто благословений. Разные виды запахов и разные виды пищи, на которые произносятся разные благословения, помогали Раву Хия произнести достаточное количество благословений.

В книге «Арбаа турим» приводится от имени Рава Натрунай Гаона, что данный закон был первоначально установлен царем Давидом.

(Это также приводится в Мидраше «Бамидбар раба» 18:21.) Намек на это можно обнаружить в стихе (Шмуэль II 23:1) «И вот окончательные слова Давида — речение Давида, сына Ишая, речение мужа, вознесенного высоко, помазанника Б-га Яакова и сладкозвучного певца Израиля.» Слово «высоко», «על», обладает численным значением сто.

«И было так», пишет Натрунай Гаон, «что умирали среди народа Израиля каждый день сто человек. И не было известно, из-за чего умирают, пока Давид не исследовал происходящее и не понял благодаря Б-жественному постижению, что необходимо сделать, [чтобы спастись от эпидемии]. Он постановил, чтобы произносили сто благословений [каждый день]. И из-за этого наши мудрецы постановили для нас эти благословения» [речь идёт об утренних благословениях, а также о других благословениях, которые требуется произносить в течение дня. Как мы отметили выше, общее число этих благословений близко к ста.]

В книгах Хасидута приводится, что сто благословений соответствуют ста подножиям (אדנים), на которых стояли столбы скинии.

Как подножия поддерживают скинию, так же сто благословений поддерживают мир, ибо благодаря им человек начинает осознавать, что всё — от Всевышнего.

Раби Йеуда Арье Лейб бен Авраам Мордехай Альтер, ребе из Гура, приводит в своей книге «Сфас эмес» (гл. «Толдот», 5657 г.): О стихе «и сеял Ицхак в земле той, и получил в тот год во сто крат; и благословил его Г-сподь» (Берешит 26:12). [Основано на том, что слова «сто крат», «מאה שערים», можно также понять как «сто ворот».]

Сказал наш учитель: эти сто ворот открываются каждый день благодаря силе ста благословений, и так приводится в книгах Рейканати.

Таким образом исполняется то, что написано в стихе «как велико благо Твое, которое хранишь Ты для трепещущих перед Тобой» (Теилим 31:20).

Поэтому Ицхаку, который был воплощением трепета перед Всевышним, раскрылись эти сто ворот. И это то, что мудрецы вывели из стиха «а теперь, Израиль, чего Г-сподь, Б-г твой, требует от тебя? Того только, чтобы трепетал перед Г-сподом, Б-гом своим» (Дварим 10:12). И сказали [мудрецы], «читай не ’что’, а ’сто’». И то же самое относится к стиху «как велико благо Твоё», [в этом стихе тоже слово «מה»] следует интерпретировать как «מאה», сто.

А в продолжении стиха написано «только чтобы трепетал», так как благодаря трепету удостаиваются получить благословения, которые хранятся для трепещущих. [А тот, кто осмысленно произносит сто благословений в день удостаивается обрести трепет перед Всевышним, так как начинает осознавать, что всё, что у него есть в этом мире — от Творца.]

Ключи от ста благословений переданы человеку, как приводится в святой книге «Зоар».

И написано «чего Г-сподь, Б-г твой, требует от тебя» — так как Небеса всегда хотят дать все блага. Но человек должен сделаться сосудом для получения этих благ — и для этого ему необходимо произносить сто благословений. С должным намерением, стараясь пробудить в себе страх и трепет перед Творцом.


http://www.beerot.ru/?p=50364