Антисемитизм в Израиле?

Дата: | Автор материала: Рав Ашер Кушнир

7732
антисемитизм в израиле - интервью

Антисемитизм — сценарий, проверенный историей, и то, как он внедряется сегодня в Израиле.

Рав Ашер Кушнир отвечает на актуальные вопросы — как и почему антисемитизм расцветает в Еврейском государстве, и развенчивает самые распространенные мифы про «харедим».

Можно ли считать антисемитизмом призывы к уничтожению евреев, если они исходят от самих евреев? Определение антисемитизма. Дегуманизация евреев. Призывы к погромам «харедим».

Как работает пропаганда. Партия НДИ и ее «генсек», в чем их цель? «Еврейское государство, но не галутное» и другие лозунги. Причины «русскоязычного» антисемитизма.

Политика и личные амбиции. Команда «фас» электорату. Низкая демагогия на службе у НДИ. Вопрос с армией — как часть антисемитской пропаганды, и ответ на него.

Благодаря чему существует народ?

«Религиозное засилье» или статус-кво? Историческая справка. Отношения между государством и религией, как их установили Бен-Гурион и его правительство. Признаки еврейского государства.

Отделить религию от государства — выгодно для религиозных? Почему же мы не «отделяемся»? «Коль Исраэль — аревим зе лазе». Почему нам не все равно, что происходит с другими евреями в других странах, и почему, когда один еврей в чем-то виноват — бьют всех?

Тема тунеядства «харедим»

Как религиозные «грабят» государство? Механизм разделения пирога государственного бюджета. «Легитимные демократические требования» и «вымогательство религиозных». Как «пейсатые» банк Израиля опустошили.

Сегодняшний антисемитизм в Израиле — «старая сказка на новый лад». Трагедия невежества.

ПОЛНАЯ СТАТЬЯ:

— Рав Ашер, в последнее время мы видим, что в связи с серией нескончаемых выборов поднялась сильнейшая волна антисемитизма. Мы видим, как и в сетях, и на улице начали раздаваться просто открытые призывы к погромам!

Тяжело об этом говорить, но все же приведем несколько избранных, пристойных примеров. Вот комментарий посетителей страницы в Фейсбуке, члена партии НДИ и депутата Кнессета (здесь и далее во всех цитатах, которые приводятся в оригинале, сохранена орфография и пунктуация авторов — прим. ред.): «Пора брать вилы и выходить на улицы… Проблема что русскоязычные евреи в Израиле живут обособленно и не хотят сплотиться против мракобесов досов. Если не сейчас потом будет второй Иран… если им не давать по рукам они спокойно устроят инквизицию».

Или вот высказывания блогеров в различных русскоязычных группах в Фейсбуке: «Хочу собрать всех религиозных в гетто. Нельзя этим пиявкам решать нашу судьбу. Голосуем за НДИ»; «Надо схватить харедим за пейсы… выбросить вон, разбить рожу. дебилы»; «мы обязаны задушить харедим»; «черное стадо»; «эти твари плодятся как тараканы и разрастаются как раковая опухоль на теле Государства».

А от таких метафор кажется совершенно логичным переход и к проектам уничтожения этих существ: «Погромы против харедим это уже давно назревший вопрос и необходимость. Необходимо их усмирить, иначе всех нас заставят в ближайшем будущем в обязательном порядке соблюдать религиозные ритуалы и отчитываться об этом. Можете смело записывать меня в погромщики!»; «Я бы всех досов согнала в гетто. Ничего не делают, но гавкают, как шавки подзаборные… Голосуем за НДИ!»; «Всех, кто там есть, всей семьей лишить гражданства, пейсы отрезать и лишить еврейства»; «А вот когда наступит государство Галахи, фашисты от религии будут сдирать живьем кожу с людей и проповедовать Тору в обложке Майн Кампф»; «Значит, Гитлер правильно уничтожал евреев»…

Рав Ашер, как это понять, как к этому относиться – ведь эти люди скажут «мы сами евреи, мы только против харедим»… Может, это не так страшно, ведь все-таки они «наши»?

— С болью в сердце надо признать, даже кричать об этом: вокруг нас существует просто животная ненависть к евреям, которые хранят традицию еврейского народа.

Ситуация просто абсурдная: некоторое время назад здесь, в «Яд Вашем», собрались со всего мира важные лица, включая глав государств и правительств, чтобы обсудить… антисемитизм. Все говорили о том, как он страшен, к каким последствиям это может привести, и как важно пресечь его в самом начале… А буквально рядом, в еврейском государстве, намеренно разжигается животная ненависть ко всему еврейскому, ко всем, кому дорого еврейское наследие.

Необходимо знать, что это настоящий антисемитизм. Даже если он «наш». Попытки спрятаться за свои еврейские фамилии не помогут – мы все хорошо помним историю, — а она залита кровью, пролитой членами Евсекции. Тем, кто не знаком с этой страницей истории, стоило бы с ней ознакомиться – с историей тех самых евреев, которые преследовали своих же братьев-евреев за то, что они в Советском Союзе пытались хранить верность всему еврейскому. От этих «своих» мы натерпелись достаточно…

Антисемитизм издавна направлен на тех, кто хранит еврейскую традицию. Когда антисемиты хотят выразить свою ненависть ко всем евреям, кого они изображают? Они рисуют на карикатурах евреев религиозных, не светских… И тут антисемитизм перенаправлен на «харедим»!

А по «директивам партии» к ним приписали и всех остальных: евреев с вязаными кипами объявили «машихистами», а у сефардских евреев было решено отменить их еврейство. Они ненавидят всех, кому дорого еврейское. Это и есть антисемитизм.

Молчание и даже потакание антисемитизму тут, в Израиле, дает легитимацию антисемитизму во всё мире! Если позволено так относиться к евреям в Израиле, то почему это предосудительно вне его?

— И все-таки они могут сказать, что это не антисемитизм, а просто выражение возмущения…

— У антисемитизма есть конкретные признаки. Это стереотипы, кровавые наветы, поиски виновного, которые во все времена развиваются по одному и тому же типу. Как в известном анекдоте, где посетитель ресторана, подойдя к пианисту с еврейской внешностью, интересуется: «А… из чего сделаны клавиши? – Из слоновой кости. – Ах ты, …, слоника замучил! На, получай!» Надо знать, что с тех пор, как была получена Тора, ненависть спустилась в наш мир – и в каждом поколении находится такой «слоник», которого евреи «замучили».

Первый признак антисемитизма – это стереотипы, стигмы, цель которых – создать дегуманизацию. Ортодоксы – они не люди, у них нет человеческого лица, а только некий пугающий образ, они – обезьяны, амебы, пиявки… Они не люди. А значит, с ними все позволено… Если кому-то это трудно понять, вспомните, как немцы из культурного, гуманного народа превратились в народ-убийцу. Все прошло точно по такому же сценарию! Ведь, казалось бы, самый гуманный народ – они даже о собаках заботились, а уж о людях – тем более… Уничтожать людей? Что вы, это негуманно… А евреев – можно! Почему? Они – не люди.

Это называется: дегуманизация. Обезличивание. Нет конкретной личности, нет человека, а только лишенное права на существование черное скопище. Они не принадлежат к человеческому роду.

То, что пишут эти «наши» антисемиты – в духе лучших образчиков «Штюрмера»… Это первый признак.

Второй признак – это предубеждения. Все они продажные, жадные, все воры, все насильники… Я лично встретил женщину, которая была совершенно уверена, что все харедим – педофилы. Когда я спросил, на чем основано это убеждение, она посмотрела на меня с удивлением и сказала: «Как? Вы не знаете? Они же не ходят в армию!»…

Третий признак антисемитизма – это кровавый навет. Помните «если в кране нет воды…»? Так и сейчас. Во всех проблемах обвиняют харедим. Вы знаете, почему люди болеют? Из-за харедим. Это они распространяют болезни, потому что не делают прививки. А знаете, почему есть очереди в больничной кассе? Потому что харедимные женщины забили там все проходы с проверкой женского цикла! Если не это, то что есть кровавый навет? От этого до погрома – один шаг!

Просто иногда диву даешься, как такое вообще может быть? Как целая общность людей, в которой отсутствует грубость и насилие, в которой на целый город нет даже одного полицейского, где дети совершенно безопасно играют на улицах, – как именно это общество описывается с точностью до наоборот – как общество хулиганов, воров и насильников. Общество, в котором познание мудрости является самой важной жизненной потребностью, – представляется как скопище безграмотных. Это отъявленный антисемитизм!

На протяжении веков евреи всякий раз «вели себя неправильно», всякий раз их было, за что ненавидеть. Им все равно, за что нас ненавидеть! Нас обвиняли в фанатизме и в вольнодумстве, за то, что мы были нищие, а потом за то, что мы были богатыми… И за полное равнодушие к судьбе страны проживания, и за чересчур активное вмешательство в ее судьбу; то за то, что мы уклонялись от службы в армии, но также и за то, что достигали в ней высоких чинов… Нет конца этим претензиям! И ни одна из перечисленных причин не является причиной антисемитизма. Это только поводы.

Но и это еще не все. Когда «почва» подготовлена – нужно придумать конкретную угрозу, которая исходит от евреев, например, «мировой заговор» — они хотят захватить мир! То есть они вот уже три тысячи лет как захватывают, и все никак не захватят… Но это не важно, они же хотят захватить, поэтому справедливо будет их…

Точно так же и сейчас, по тому же сценарию, под вымышленным предлогом «угрозы Государства алахи», — все становится дозволенным! Вы не слышали? «Государство алахи» — вот главная опасность страны! И в это по-настоящему, искренне, даже с радостью, «наш брат» поверил. Причем поверили только «наши», остальные над этим смеются… А «наши» перепугались: будут заставлять молиться, будут делать колоноскопию — проверять, какую колбасу мы съели… И все, пользуясь этим страхом, уже можно с легкостью натравить «этих» на «тех».

Пока эти антисемиты были раздроблены, их выходки можно было терпеть. Но теперь они объединились, у них появился сильный лидер – «генсек», который держит их под полным контролем, все его боятся, никто против слова не скажет… Это стало опасно.

Важно подчеркнуть, что произошло и качественное изменение ситуации. Антисемиты были и раньше, и мнение свое они выражали и раньше, как хотели… Но теперь партия во главе с тем самым «генсеком» дала им легитимацию. Теперь можно, теперь мы сила, мы тут хозяева…

Теперь можно однозначно ответить на Ваш вопрос: да, это – антисемитизм, даже если он «наш».

Тут превратили харедим в евреев Европы тридцатых годов. Слышится абсурдно, но Израиль – единственная страна в мире, в которой допускается, а порой даже инициируется антисемитская пропаганда! И нет никакого закона, который мог бы это пресечь и нас защитить! Мы с ними были знакомы «там» – это вечно озлобленные, агрессивные люди, настоящие погромщики. Может быть, на данный момент они не способны претворить свои мечты в жизнь. Но словесное насилие — это тоже насилие, и его надо прекратить.

— Какова же их цель?

— Они своей цели не скрывают. Они рвутся к власти, чтобы «изменить еврейский характер государства». Они назвали свою партию «Наш дом Израиль» — что это значит? Что это больше не будет «ваш дом», это будет «наш дом, под наш полный контроль». Это их основная цель.

В их руках средства массовой информации, радио и телеканалы, сайты новостей, – и там совершенно обсессивным образом, снова и снова пропагандируют расовую нетерпимость, шовинизм, ксенофобию… Постоянно разжигают ненависть, делают иудаизм объектом насмешек… При этом эти «рупоры» — единственный источник информации для большого количества новых граждан, большинства олим хадашим.

Часть проблемы в том, что мы относимся к ним, как к людям нормальным, рациональным, а они такими не являются! Они не могут даже осознать абсурдность своей позиции! Ведь если будет государство, но без всего еврейского, – какой смысл в нашем пребывании тут? Вы не хотите связи с прошлым… Но если без него – то по какому праву вы сюда приехали и сгоняете несчастных арабов с их земли?

Ведь одно из двух – либо за вами более чем трехтысячелетняя история нашего народа. И тогда это наша земля, и ее надо освобождать, защищать… Но если вы хотите начать с нуля, с дня вашего рождения, то тогда мы действительно пришельцы, «захватчики» и «агрессоры». Это понимали и основатели современного Израиля!

Тяжело себе представить, что после двухтысячелетнего изгнания, пройдя через море крови и преследования, евреи вернутся на свою историческую родину, чтобы основать государство с тем же названием – «Израиль», но без Израиля! Без внутреннего содержания, без традиционных ценностей их праотца Израиля, тех самых, за которые они страдали все эти две тысячи лет, за которые готовы были даже идти на смерть. Еврейское государство, но без всего еврейского – это такой же абсурд, как «духи без запаха».

— Но они утверждают, что они за еврейское государство, но не «галутное»…

— Нет такого! Чтобы чуть разобраться, давайте откроем свои старые семейные альбомы. Давайте посмотрим на своих дедушек-бабушек, прадедушек… Благодаря которым все мы тут, живы и являемся евреями. Ведь они могли бы сказать та же: «Все это еврейское нам не нужно»… Но вся эта длинная цепочка наших предков готова была отдать жизнь за еврейское существование! Пока не появилось поколение этих умников, и они решили: все, кто до нас – были глупцами, мы – единственные, кто понимает…

Но на самом деле они бы просто хотели отказаться от всего еврейского, как те, кто эмигрировали в Америку и там полностью ассимилировались, живут в свое удовольствие, и все эти проблемы «еврей – не еврей» их совершенно не волнуют…

А у кого да есть проблема? У тех, кто попал в Израиль! Как вы сюда попали? Вы не били себя в грудь: «я — либерал», «я — космополит», «я — хороший человек»… Вместо этого кричали: «Я еврей, пустите меня в Израиль». И теперь, приехав, приходится остаться с наклейкой «еврей».

Только есть вопрос – а что это значит? Мы же никак не причастны к тому, что традиционно еврейское… Вот тогда и появилось желание взять «судьбу в свои руки», древнейшую еврейскую историю и традиции выкинуть, и все, что есть еврейское — переопределить, подмять под себя, под «наш контроль». Мы решим, что здесь – еврейское!

То, что исконно еврейское – давайте назовем «галутным». А что значит «галутное»? Это значит «неправильное». А как правильно? Правильно – как мы придумали. А что же с трехтысячелетней историей нашего народа? А это нас не волнует… История начинается даже не с 1948 года, а с того момента, как мы приехали…

Эти люди даже не понимают абсурдности своих идей… Что они хотят предложить взамен? Еврейские анекдоты? Еврейский футбол? Еврейский разврат? К сожалению, мы имеем дело с людьми нерациональными. Это просто антисемиты.

— А в чем причина «нашего», русскоязычного антисемитизма?

— В двух словах… Корень этого явления всем известен: кто стремится к святости – того ненавидят. Это как закон природы. Это — база. Но в данном случае на нее накладывается несколько специфических причин.

Мы все приехали из страны бездумного, грубого атеизма. Там религиозные темы не обсуждались, над ними смеялись, и все размышления о религии оставались на уровне «религия – опиум для народа». Это просто невежество.

Другая, более глубокая причина – это желание иметь некую опору социального существования – Родину. Это желание очень сильно развито у «нашего брата», потому что у нас его специально культивировали… Вот у многих израильтян оно просто отсутствует, им все равно, где жить, а вот у нас – «с чего начинается Родина…» Мы выросли с этим! Это подсознательное желание иметь Родину: «это Моя страна», «это Мой дом», «это Мой народ». Нам это важно. И именно в этом, важном месте – нет прочной основы. Почему?

Когда эмигрируют в страну вроде Америки, можно, изучив ее историю, проникнуться ее величием и обрести некое чувство причастности, – все здесь так же начинали, и я – один из них… В этом эмиграция в Израиль отличается от эмиграции в Америку или в другие страны. Не зря она и называется по-другому, «алия» («восхождение»). Это не та страна, где просто «перебили местных аборигенов и устроились». Возникновение государства Израиль неразрывно связано с нашей древней историей, здесь стояла цель построить именно еврейский дом. Причем эта цель была у всех создателей государства – как у религиозных, так и у антирелигиозных!

Соответственно, «наш брат», который был полностью оторван от еврейской жизни, не то что «отверг» ее – нет, просто не знает о ней ничего, кроме внешней атрибутики, упоминаемой в прессе… И, как результат, оказался не совсем «в своей тарелке». Обязательной во всех странах программы знакомства с культурой и обычаями страны, в которую приехали, в нашей стране нет, – из политических соображений. Самому интересоваться новой для себя культурой и традициями – не хочется… А ведь это и могло бы дать новому репатрианту то самое ощущение принадлежности!

Но этого нет. Эта непринадлежность к новой стране создает некий когнитивный диссонанс, психологический дискомфорт внутри. И вот тут ему и указывают – а кто, собственно, виноват в том, что тебе так некомфортно? Вот эти виноваты — харедим! Ну, а раз так, то почему бы их не затоптать?

Если вы хотите копнуть еще поглубже, то эти люди – часть того советского общества, где ксенофобия и расизм – часть менталитета. Комплекс неполноценности, который несут в себе выходцы «оттуда», просто обязывает кого-то ненавидеть. Ненавидеть практически каждого, кто хоть как-то от них отличается. Желтых, черных… Тут ненавидят сфарадим, эфиопов! А религиозные – черное скопище… При этом, благодаря все тому же менталитету, они просто лебезят перед англичанами и перед французами… Это – наши «токсичные» сограждане.

— Что же делать, рав Ашер?

— Во-первых, об этом животном антисемитизме нужно знать. Нужно говорить, публиковать, рассказывать… Чтобы и израильтяне узнали, что творится внутри этого «Дома внутри дома», который они построили!

Нашлась одна женщина с еврейским сердцем, решившая, что молчать больше нельзя, и по собственной инициативе собрала их высказывания в интернете – есть уже около 100 мегабайт таких «цитат», есть свидетельства очевидцев, людей, уже пострадавших от них, оскорбленных, преследуемых. Это все нужно делать известным для людей, публиковать.

Во-вторых, нужно говорить о том, что стоит за фасадом, но о чем у нас почему-то говорить не принято… Ведь эти люди прикрываются очень важными персонами! Чуть ли не умирая от удовольствия, от осознания своего величия, за ними все бегают… Эту маску нужно сорвать! Чтобы все увидели, что под ней – пустота и чистый эгоцентризм! И никакие умелые манипуляции не скроют очевидную для всех правду.

Человек с гипер-эго диктатора, «генсек», на данный момент хочет занять пост премьер-министра. Для этого ему необходимо убрать того, кто этот пост сейчас занимает – они называют его унизительным прозвищем «Биби». Плюс ко всему, между ними существует еще и многолетняя личная неприязнь, даже ненависть, поскольку этот «Биби» когда-то не выказал должного уважения к мнению «генсека»… Та же мечта – «убрать Биби» – многие годы является целью левой элиты. Причем все это без какой-либо связи с тем, насколько он успешно – или неуспешно – руководит страной. Никакой связи здесь нет. Просто решили, что «Биби надо убрать», и все. Любым путем!

И вот, дождавшись удобного момента – как говорится, фортуна улыбнулась – он оказался центром перевеса, от него стало зависеть, кто сформирует правительство. И вдруг – он отказывается входить в правую коалицию, к которой всегда принадлежал… Несмотря на то, что ему предложили золотые горы для его избирателей!

Вещь беспрецедентная в мировой политике! Всегда, когда формируется правительство из разных фракций, – им приходится идти на компромисс! Иначе они ни к чему не придут. А тут, изначально зная, что без него правительства не будет, один-единственный человек решает: вот он, мой звездный час! Я ему покажу…

Причем неважно, что эти его личные амбиции обходятся государственной казне в миллиарды, неважно, что все госструктуры, все министерства оказались на год парализованы… «Я его уберу» — сказал генсек им всем. И все. Я тут хозяин!

Но что же произошло? Для того, чтобы осуществить свои амбиции до конца, оказалось недостаточно полученных мандатов, и иди знай, их можно и потерять! Вот тогда и вытащили на свет вымышленную «угрозу харедим».

Причем все это упало на благодатную почву антирелигиозной левой израильской прессы, которая с большим удовольствием и смакованием ему поддакивает…

Вот тогда «генсек» и дал команду «фас». И вся эта свора антисемитов набросилась на харедим. Это массовое помешательство 2019-20 годов еще придется объяснять историкам…

Это настоящий психоз. Совершенно безответственной и полностью потерявшей совесть личности посредством самой низкой демагогии удалось убедить нормальных людей в том, что в государстве нет никаких других проблем, — ни проблем безопасности, ни проблем в экономике… Есть одна-единственная проблема — харедим!

Возможно, это потому, что после долгого пребывания в правительстве они не могут похвастаться успехами ни в одной области, кроме этой – ненависти к харедим?

Сколько раз нас можно так одурачить? Сколько раз?

Эти антисемиты рвутся к власти, и все, кому дорого еврейское государство, должны сказать им «Нет!».

— А что Вы скажете на то, что они говорят: «в Израиле религиозное засилье»… им это мешает!

— Это снова подмена понятий. Не «засилье», а «статус кво». Мы обращаемся к людям рациональным, которые стремятся понять ситуацию, а для этого необходимо чуть-чуть углубиться в историю.

В 1947 году в ООН должно было произойти обсуждение законов, на основе которых будет построено еврейское государство. Для этого на переговоры выехала делегация из представителей множества течений. Перед выездом им необходимо было договориться между собой об общем своде требований. Тогда и были приняты положения, регулирующие взаимоотношения религии и государства. Поскольку они в общем-то отражали уже существовавшее положение вещей, поэтому были названы «статус кво».

«Статус кво» включал в себя четыре пункта.

  1. Шаббат. Государственный день отдыха будет в субботу, а не в воскресенье. И никакие государственные учреждения и предприятия, включая транспорт, в этот день работать не будут.
  2. Кашрут. Во всех государственных учреждениях, включая армию, будет возможность получать кошерную еду.
  3. Бракосочетания и разводы. Чтобы не образовалось «два народа», все семейные отношения будут регулироваться еврейским законом.
  4. Система образования. Будет предоставлена полная автономия системе обучения каждого из течений.

После провозглашения независимости практически светский Кнессет и антирелигиозное правительство во главе с Бен Гурионом — все проголосовали и поддержали «статус кво». Вы спросите, как такое могло произойти? Скорее всего, из-за понимания абсурдности ситуации и чувства стыда. У тех людей все еще был стыд.

Абсурд в том, что если евреи отстаивают свое право на поселение именно на своей исторической родине с названием «Израиль», а не в Уганде, то как же можно построить еврейское государство, лишённое каких-либо исторических признаков еврейства? Это абсурд.

С другой стороны, присутствовал и стыд. Из-за чего? Когда пришлось доказывать в ООН другим народам свое право на создание государства, чем размахивали его основатели? Полным собранием сочинений Маркса и Энгельса? Они размахивали Танахом и кричали: «Это земля наших праотцов!» «У нас неразрывная связь с прошлым», и… всех убедили! И вот, довольные, возвращаются домой, первым делом – отправляют Танах в урну… И вдруг представили, что приедет представитель ООН и спросит: а где ваша связь с прошлым? Будет стыдно…

Вот и пришлось установить государственные законы, которые несут признаки еврейского государства. Флаг – с маген-давидом, и чтобы он напоминал собой талит. Некие внешние признаки – суббота, кашрут…

Со временем причины принятия этих законов были забыты, а осталась только то, что получило название «религиозное засилье», хотя в сущности это «статус кво».

Эта тема на самом деле очень больная, и, с Вашего позволения, мне бы хотелось ее немного расширить.

Тому, кто получает представление о происходящем в Израиле только из телевидения и из газет, может показаться, что насилие в Израиле происходит исключительно в одной области – в религии. А во всех остальных областях – полная свобода воли!

Но разве это так?

В любом обществе, в демократическом государстве происходят столкновения полярных мнений, различных интересов. И чтобы государство функционировало, необходимо установить законы, принятые всеми гражданами. Их устанавливают по принципу большинства и, соответственно, вопреки мнению меньшинства. То есть любой закон, по сути, является насилием над кем-то. От любого закона кто-то неизбежно «пострадает»… Это та цена, которую мы платим за демократический образ жизни.

«Насилие» присутствует всегда – мы выбираем одну партию, а к власти приходит другая… Мы хотим знать, что происходит в мире, а нам навязывает свое мнение по любому поводу небольшая группка людей, контролирующих средства массовой информации… Кто-то хочет построить дом – а государство не разрешает, на этом месте будет проходить магистраль…

Более того, те вещи, в которых сами граждане должны быть заинтересованы, – тоже навязываются им насильно. Например, вряд ли кто-нибудь платил бы налоги, если бы это было делом добровольным. Или штрафы за нарушение правил дорожного движения. Зачем человека заставляют пристегнуться ремнем, находясь внутри своей собственной машины? То есть любой закон в чем-то ограничивает свободу личности.

В этом смысле законы о «статус кво» ничем не отличаются от других. Это государственные законы, принятые в Кнессете большинством голосов! Т. е., большинством народа. Кроме того надо учитывать, что по многолетней статистике количество израильтян, определяющих себя как близких к еврейской традиции, больше, чем тех, кто определяет себя как полностью светских людей! Это реальность.

Получается, что вся наша жизнь полна «насилия» со стороны государственных законов. Но из этого никто не раздувает трагедию! Это воспринимается как вынужденный компромисс. Только об одном «насилии» – еврейская жизнь для евреев, в еврейском государстве, – вы услышите снова и снова! Это и есть тот самый антисемитизм.

— А не проще ли отделить религию от государства?

— Действительно, если взглянуть на этот вопрос с индивидуальной точки зрения, то это безусловно выгодно, в первую очередь, самим религиозным! Никто не жаждет быть вечно оплеванным и добровольно сам себе проблем не ищет. Так было бы и проще и спокойнее. Будем совершенно независимы от государственного вмешательства, каждый спокойно занимается Торой, растит свою семью… Не нужно тратить время и душевную энергию на эти протесты, борьбу…

Почему же мы не отделяемся? Ответ: на то есть одна-единственная причина. Это наша общенародная, общенациональная ответственность.

Тора повелевает в данной ситуации предпочесть общественный интерес – личному. Тут нам снова придется немного углубиться: в Торе, в главе Ницавим, а также в книге Йеошуа описывается один из центральных моментов становления нас как народа. Это произошло сразу после того, как Йеошуа бин Нун переводит еврейский народ через реку Ярден. И там, между горой Эйваль и горой Гризим, около Шхема, был заключен союз между всеми коленами Израиля. Шесть колен стояло на горе Эйваль, шесть колен – напротив, на горе Гризим, а колено Леви между ними… И там, слово за словом, они поклялись друг другу во взаимной ответственности и поручительстве друг за друга. Там мы превратились в единый народ.

И теперь на веки вечные все евреи связаны, как единый организм. И это стало духовным законом.

Именно по этой причине, если одному еврею плохо, его преследуют где-то, в любой точке мира, то все остальные за него переживают и пытаются ему помочь. А с другой стороны, верно и обратное – если один еврей провинился, то бьют всех нас, все евреи виноваты!

Где вы еще такое видели? Предположим, где-нибудь поймают итальянца, совершившего что-то в Америке… Вы же не слышите, что вся Италия возмущается этим, или что в Америке начинают из-за этого преследовать всех итальянцев… Почему же у нас это так происходит?! Потому что мы все связаны, мы все аревим зе ла-зе, ответственны друг за друга.

Поэтому у нас есть и «Закон о возвращении», которого нет ни в каком другом месте мира… Хотим мы этого или нет, но у нас есть общая судьба – со своими преимуществами и недостатками, своими правами и обязанностями.

Как в известной притче, когда на лодке плывет группа людей, и среди них – подросток, которому родители недавно подарили настоящую ручную дрель. И вот ему просто не терпится испробовать ее в действии, и он начинает тихонечко сверлить дырку в днище лодки… А на возмущенные крики: «Ты что, мы же все утонем!» – отвечает: «А какое вам дело, я же под своим сиденьем сверлю!»

Так и у нас. Мы не можем оставаться равнодушными к поведению того или иного еврея, мы все – в одной лодке, мы – единый организм!

Я слышал, что как-то спросили одного большого раввина, есть ли граница борьбы за кашрут, за субботу, за еврейскую семью… На что он ответил: да, есть. Если вас окончательно грубо отвергнут, то оставьте их в покое… Но только потом – чтобы никто не приходил с претензией, что народ раскололся на две части! Мы продолжим наше национальное существование, как история и свидетельствует, а они – нет. Вот это все и объясняет.

То, что тут называется «религиозное засилье», это, на самом деле, последняя отчаянная попытка не дать нашим дорогим еврейским братьям и сестрам потерять последние ниточки связи с еврейством!

Образно говоря, даже если маленький скучающий Мишка будет брыкаться, что он не хочет кошерного, – мы будем бегать за ним с ложечкой! Чтобы ни он, ни его будущие дети не оторвались от единого организма и не потеряли связь с еврейским народом.

— А что с армией? Эта претензия предъявляется снова и снова, и тут, на первый взгляд, нечего сказать…

— Во-первых, это – часть антисемитской пропаганды. Представьте, что завтра все поголовно пойдут в армию! И что – антисемитизм прекратится? Нет, найдут что-то другое.

В скобках нужно заметить, что все те, кто громче всего кричат про армию – это наши люди «постарше», те, кто в армию тут не ходили. А их дети, которые да ходили в армию, их выступлений с пеной у рта… не слышно.

Но, возвращаясь к вопросу про армию, по сути Вы правы. Однако прежде, чем мы перейдем к полноценному ответу, хотелось бы ответить формально, отметив несколько простых фактов.

Факт первый: харедим освобождаются от призыва согласно закону Кнессета (а это – законодательный орган Израиля).

Факт второй: точные цифры меняются каждый год, но приблизительно 40% из общего количества призываемых в армию каждый год, — в нее не попадают по самым разным причинам. Из них по причинам религиозным – только 11-12%. Но вы слышите отовсюду о них, и только о них… А обо всех остальных, которые увиливают по разным причинам… Например, жители северного Тель Авива, или просто люди, которые уезжают за границу и не хотят возвращаться, – примеров масса, но никто не слышит о них! О них не говорят, никто эти темы не освещает, не подчеркивает.

Факт номер три, и он основной: по неоднократному признанию профессионалов, высших армейских чинов, Цахал не нуждается в призыве ешиботников. И причины этого были озвучены уже много раз. Во-первых, нет нужды в дополнительном наборе солдат, во-вторых, нет для этого бюджета, они дороже стоят… Не нужны армии эти солдаты!

Факт четвертый: многие харедим служили в армии. Я, в качестве хареди, служил в армии, вокруг меня масса людей служили в армии… Часть из них участвовали во всех войнах…

Можно привести в защиту еще много разных аргументов, но вы правы: все это – оправдания. А ваш вопрос требует ответа по сути.

Как такое может быть, что одни – исполняют свой гражданский долг, служат в армии, а другие —нет? Это несправедливо! И это, действительно, неприемлемо в любом народе!

Весь вопрос: мы, евреи, такие, как все остальные народы, или нет? Вот в этой точке и находится суть наших разногласий!

Если вы полагаете, что никакой разницы нет – тогда, по крайней мере, судите других по тем же меркам, которые предъявляете к себе! Если у светских увиливает от службы около 30% по разным причинам, и никто с пеной у рта против этого не протестует – то так же отнеситесь и к 10-12% религиозных.

А если считаете, что мы все-таки отличаемся от них, и чудо нашего двухтысячелетнего существования и выживания в галуте тому подтверждение… Не говоря уже о том, какую роль евреи играют в мировой истории… То для таких людей – есть ответ. Но, прежде чем его озвучить, придется снова обратиться к историческим фактам.

Факт первый

История евреев как народа начинается более чем 3320 лет назад. Тогда была получена Тора – был заключен союз с Творцом на горе Синай. С тех пор все наше существование всецело связано с Торой.

Присмотритесь к чуду выживания еврейского народа за последний двухтысячелетний период изгнания. Без армии, без территории, без государственности… Что их хранило?

Непредвзятый взгляд обнаружит простой «закон сохранения»: там, где изучение и соблюдение Торы было в центре национального внимания, еврейская жизнь расцветала. А там, где евреи Тору отвергали, не соблюдали – через два-три-четыре поколения евреи исчезали, ассимилировались. И никакая армия не спасала от этого.

В этом смысле еврейский народ подобен дереву: можно обрубить все его ветви, но если корень цел, через некоторое время дерево снова расцветет. Так и у евреев: их уничтожали, некоторые свой народ добровольно покидали, но все то время, пока существовали корни – то самое ядро изучающих Тору – еврейский народ продолжал существовать.

Факт второй

Присутствие Торы в среде народа Израиля зависит от наличия ее носителей. Кто это? Это мудрецы Торы. Как ими становятся?

Тора постигается только тогда, когда ею занимаются не по-любительски, а профессионально, в качестве основного занятия, не отвлекаясь ни на что другое, с полной концентрацией и отдачей всех сил и талантов. Мудрость Торы – другая. Если для приобретения знаний в той или иной области достаточно пяти лет учебы в университете, то Тора постигается кропотливым трудом на протяжение всей жизни.

Еще одно необходимое условие постижения Торы – изучающий ее должен находиться в атмосфере духовной чистоты.

Факт третий

Место, где приобретается эта мудрость, называется «ешива». Со времен еще нашего праотца Авраама, на протяжении более трех с половиной тысяч лет не прекращается учеба в ешивах. Авраам, сам постигший мудрость Торы еще до того, как она была дана, передал ее своему сыну Ицхаку, а тот – своему сыну Яакову (он же Исраэль).

У Исраэля было 12 сыновей. Он выделил третьего сына, Леви, для постоянного изучения Торы.

Потомки Исраэля, оказавшись в Египте и там познакомившись с местной высокой культурой, стали… идолопоклонниками. Единственными, кто сохранил веру отцов, было колено Леви. Почему? Они все — поголовно — изучали Тору. Причем, в отличие от других, у колена Леви это было основным занятием. Удивительно, но даже сам фараон признавал, что в его стране тому, кто является носителем духовности, полагается особый статус. Поэтому он превратил всех евреев в рабов, а колено Леви было единственным коленом, освобожденным от рабства.

Факт четвертый

Колено Леви не участвовало в войнах. Во всех войнах, которые велись остальными коленами Израиля, левиты не участвовали — ни во время завоевания земли Йеошуа бин Нуном, ни во времена Судей и Царств. Ни в одной из войн. Левиты и коэны были выделены для служения в Храме, чтобы быть судьями и учителями, изучать и обучать народ Торе.

Более того, не только колено Леви, но и, как пишет Рамбам (в конце «Законов шмиты и йовеля»), любой человек, дух которого возжелал отделиться от суеты этого мира и искать приближения к Творцу, – точно так же освобожден от службы в армии.

Поэтому в период еврейских государств ни левиты, ни мудрецы Торы в армии не служили. Это может нравиться или не нравиться, но такова форма существования еврейского народа испокон веков.

Более того, освобождение мудрецов Торы от воинской повинности было заботой и желанием всех евреев, – на протяжении всех веков еврейской истории! Откройте эту историю, загляните в нее… И так было до последнего времени, пока евреи еще жили как евреи и еще желали оставаться евреями…

И теперь, перечислив эти исторические факты, можно дать краткий ответ на наш вопрос.

Тора не запрещает идти в армию. Наоборот, с точки зрения Торы, армия быть должна, и она должна быть крепкой, профессиональной, по всем правилам военного искусства… но – еврейской. То есть армия, основанная на еврейских ценностях, этических нормах, строгом соблюдении законов Торы, — такая, какая была во время царя Давида и Маккавеев.

Тогда почему же ешиботники не идут в армию? Ответ, как было сказано выше: тот, кто учит Тору, и эта учеба — его основное занятие, – уже несет на себе ношу ответственности за существование нашего народа, и поэтому не должен нести дополнительной воинской повинности.

Вы спросите: хорошо, но неужели же все настолько преданно учат Тору, чтобы быть освобожденными от армии? А что же с остальными? Они-то почему не служат?

Отвечу: вы правы! Они должны служить в армии! Но только, к сожалению, есть проблема: если бы эта армия, как было сказано выше, была основана на еврейских ценностях, в ней были бы созданы минимальные условия нравственной чистоты и морали, без девочек, — они бы пошли в эту армию. Но на данный момент служба в этой армии запрещена! Это и есть основная причина, почему они отказываются в ней служить.

Завершая эту тему, важно сказать: армия несет важную функцию в жизни любого народа. Но при этом она может гарантировать только попытку защитить свой народ, но не ее результат.

Исторический опыт говорит, что, в конечном счете, народ существует не благодаря мечу, а благодаря силе духа. Для сохранения народа требуются те, кто обладает этим духом – кто стоек, и способен ждать и терпеть сколько угодно. Требуются те, кто могут дать ответ не только на то, как воевать, но и зачем воевать, и какое на это есть моральное право.

И никакие танки и самолеты не спасут, если не только у солдат, но и у народа в целом не будет должной мотивации и осознания долга, во имя чего воевать.

Для сохранения духа еврейского народа, для его жизнестойкости, необходимо существование критической массы носителей этой духовности. Но увы, в настоящее время Торой занимается всего около двух процентов евреев. Вы слышите? Всего 2% евреев! Это очень мало, это меньше, чем было процентное соотношение колена Леви по отношению к остальным коленам Израиля…

— А почему, например, солдат-нееврей не считается евреем?

— В такой атмосфере неудивительно, что можно дойти и до такого абсурда.

В израильской армии долгие годы преданно служат друзы и черкесы. Они рискуют жизнью, как и все, но почему-то никогда не слышно никаких требований, чтобы это превратило их в евреев! Когда происходит самое трагичное, и кто-то погибает в бою – ему могут вручить посмертную награду или повысить в звании… Но нигде, никогда и никому еще посмертно не меняли национальность!

Эти люди просто потеряли рациональное мышление!

— А что насчет претензий, что харедим обокрали государство?

— Это еще одна лживая претензия, которая повторяется снова и снова. Давайте разберемся с ней поподробней.

Чтобы понять, как именно религиозные «грабят» государственную казну, нам необходимо сначала вкратце, простыми словами, разъяснить, как она устроена и кому принадлежит.

Граждане страны время от времени выбирают на ограниченный срок правительство, которому они доверяют собирать с себя налоги, а потом их распределять согласно нуждам самих граждан. Собранные налоги и другие виды доходов – это и есть государственная казна. Как вы понимаете, эта казна принадлежит не государству, а гражданам этого государства.

Поэтому каждый год, когда делится этот «пирог» государственного бюджета, приходится считаться как с общими нуждами граждан всей страны, так и с частными потребностями отдельных слоев населения.

Все граждане заинтересованы, чтобы средства пошли на оборону, здравоохранение, образование, социальную помощь, развитие инфраструктуры… А часть граждан также заинтересована, чтобы средства пошли на их специфические нужды, согласно их политическим интересам – на кибуцы, поселения… При этом «правые» не хотят давать средства на киббуцы, а «левые» – на поселения. Но и те, и другие – дают, понимая, что это вынужденная уступка, учитывая правила жизни в демократическом обществе.

Еще меньшая часть требует получить кусочек на свои специфические нужды. Например, на шахматную федерацию… Не все граждане страны интересуются шахматами, но существует соглашение, что, если есть часть населения, которая этим увлечена, то нужно учитывать легитимные потребности этого меньшинства. Ведь и они платили налоги в надежде, что их интересы будут удовлетворены!

Кроме того, еще часть бюджета уходит к тем, кто… пробился поближе к кормушке. Поэтому политики отчисляют себе огромные суммы на содержание партийного аппарата, повышение зарплат, в общем, что хотят, то и делают.

Таким образом, если открыть книгу государственного бюджета и пройтись по его статьям, можно увидеть, как он покрывает иногда самые неожиданные нужды своих граждан… Нетрудно заметить, что бюджет составляется не планомерным путем, а в результате давления со всех сторон.

А после того, как политики передерутся, переделят этот «пирог» до последних крох (при этом кому-то достанется больше, кому-то меньше), – все успокаиваются.

Все. Утвердили. Каждый кусок легитимно отвоеван. Все статьи бюджета законно распределены. Все! Кроме одной – тех самых нескольких крох на религиозные нужды.

Это, на самом деле, совершенно непонятно. Деньги религиозных граждан, которые, как и все, платили налоги и, как и все, ожидают, что они частично вернутся к ним, на их нужды, – увы, всегда считаются украденными, незаконно полученными, «вытащенными».

Любое выбивание денег путем давления той или иной группы считается «легитимным демократическим требованием», а любая нужда религиозных – это всегда «вымогательство».

Когда простому обывателю манипулятивным образом подается информация в виде заголовка «миллионы шекелей снова уплыли к религиозным» — у них сразу фантазия разыгрывается, как ночью группа «пейсатых» пробрались в Центральный банк Израиля…

А на самом деле это все по закону! Это те крохи, которые официально получает на свои нужды религиозная часть населения… Но тот самый антисемитизм превращает то, что законно, в «незаконно полученное», «украденное»… Они не хотят признавать легитимность нашего существования!

И эти крохи, о которых мы говорим – а бюджет на религиозные нужды может исчисляться и миллионами шекелей – это слышится, как гигантская, непропорционально раздутая сумма, грабеж государственной казны! Что? Миллионы?! Но, по сути, эта, официально определяемая по закону, сумма совершенно непропорциональна – но только в обратную сторону…

В рамках этого интервью нет возможности привести подробные данные, но на самом деле религиозные граждане получают от государства просто мизерные средства – гораздо меньше, чем их процентная доля в населении, и намного меньше, чем их реальные потребности, несмотря на их вклад. Это – официальный грабеж.

— Все время слышится, что «все харедим не работают», «паразиты», «тунеядцы», «живут за счет государства».

— Это просто ложь. Тема тунеядства харедим вызывает постоянную глубокую озабоченность, особенно у наших неработающих пенсионеров.

Чтобы оценить масштабы демагогии, расскажу вам реальную историю. К нам на уроки Торы стала приходить одна женщина. Через несколько занятий она попросила бланк. Я не совсем понял – что за бланк? «Хочу записаться в религиозные». Я говорю: «В религиозные не записываются…». «А как же я получу пособие?» — «Какое пособие?». Она смотрит на меня большими удивленными глазами и говорит: «Как какое? Вам же кто-то платит за то, что вы религиозные?»

Вы видите, как просто распространить ложь! Но ложь должна на чем-то базироваться… Что же они имеют в виду, какие выплаты?

Может быть, пособие на детей? По 150-200 шекелей на ребенка – как раз перекрывает расходы на корку хлеба! Но это пособие платят не только религиозным, его выплачивают и всем светским, и арабам…

А может быть, имеют в виду стипендию авреха? 800 шекелей? Кстати, сколько там этих аврехов?

По статистическим данным доля харедим в Израиле составляет около 12%, в то время как доля учащихся – аврехов – около 17%, это несколько десятков тысяч.

Ну, а сколько есть наших пенсионеров, которые не работали здесь ни одного дня, но получают пенсию. И это так и должно быть! Но почему при этом у авреха это называется «жить за счет государства», а у пенсионера – нет?

Это все просто демагогия!

Скажите, как вообще можно прожить на эти 800 шекелей, если средний расход для проживания в Израиле – 13 000 на семью? Как эти аврехи еще живы?

Вот тут ложь и раскрывается! Они живы, потому что они работают! Единственное, что у определенной (только определенной) части из них муж учится полный день, а жена – работает…

Почему работает жена, а не муж?… А какое вам дело? Светский мир существует по неписанному правилу, которому все подчиняются: «каждый сходит с ума по-своему». Никто же вам не говорит, кому из вас работать – жене или мужу, ну и вы нам не указывайте. Если жена сама, понимая и осознавая этот долг и ответственность, так желает, – какое вам дело?

Есть ещё претензии к тому, что мы недостаточно платим налогов?

Во-первых, невозможно купить продукты питания, сдать недвижимость и т. п. без того, чтобы не заплатить постоянный налог в государственную казну. Этот налог называется на иврите МААМ (НДС). Харедим, как и все остальные, покупают, а значит, платят этот налог. В этом все равны.

Вы можете возразить: они мало зарабатывают. А раз зарабатывают мало, то и налогов платят мало… Недостаточно вносят свою лепту в общую казну… Надо знать, что около 95% подоходного налога в Израиле приходит от около 3% зажиточной элиты и от больших корпораций. Это значит, что оставшиеся всего лишь 5% выплачиваются всеми остальными гражданами, включая харедим.

Кроме того, надо знать, что основные суммы налогов, которые составляют государственную казну, государство получает не от налогов частных лиц, в том числе «светских», а от налогов с больших корпораций. Эти гигантские суммы, отчисляемые корпорациями, и составляют основную долю государственного бюджета.

Знают ли наши читатели, что Израиль – единственная страна, где существует официально дискриминация харедимных женщин? За ту же работу в хайтеке им платят в 2-3 раза меньше! То есть платят им заведомо меньше, – и тут же обвиняют, что они не отчисляют налогов!

Наконец, не забудьте, что все крупнейшие благотворительные организации в стране  созданы харедим! «Яд Сара», «Эзер ми-Цион», «Яд Элиэзер», «Эзра ле-Марпе», «Хасдей Наоми», «Зихрон Менахем», «Йедидим», «Йихуд Ацала», «Зака»… Все они предоставляют различные социальные услуги всем гражданам государства, как светским, так и религиозным. Теперь послушайте внимательно: только одна организация «Яд Сара» экономит государству больше 10 миллиардов шекелей в год!

Харедим работают, они платят налоги и экономят огромные средства государственной казне. 

— Какой же итог Вы подведете, рав Ашер?

— Если взглянуть «сверху», то все это мы уже проходили. Каждый раз появляется новый вид ненавистников Торы и еврейской жизни, они приходят и уходят, а мы остаемся. Мы уже прошли все это – от фараона до Гитлера… И эти, новые антисемиты исчезнут, оставив после себя только несколько неприятных строк в нашей истории.

Но… Эти антисемиты – наши братья и сестры. И нам всем должно быть больно за них, ведь мы – единый народ. Как так? Почему вы не уважаете все поколения своих предков, почему топчете все свое тут, в настоящем – почему? Только потому, что вам это непривычно, что вы оказались в этом вопросе «не в курсе дела»?

Это и есть наша колоссальная трагедия – невежество. Страшное наследие советского прошлого…

И нужно молиться за них, чтобы пробудилось их еврейское сердце, чтобы хотели знать, искать, интересоваться, учиться – только так может к ним вернуться здравомыслие и рациональность.

Нужно молиться, чтобы Творец пробудил их души – чтобы хоть какая-то искорка зажглась в их еврейском сердце.

Подготовила: г-жа Мириам Гилевич


http://www.beerot.ru/?p=49499