Два Хирама из Цора — Афтара главы Ваякель

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

823
хирам

Афтара нашей недельной главы рассказывает об изготовлении различных сосудов Храма, многие из которых были сделаны из меди. Для отливки медных сосудов царь Шломо пригласил медника Хирама, о котором сказано, что он был сыном вдовы.

Что стало причиной того, что Хирам из далекого города Цора (сегодня – южный Ливан) смог достичь такого уровня в медном деле, что был приглашен для изготовления медных сосудов Храма?

В наших Святых текстах нет лишних слов, и каждое из них пришло чему-то нас научить. Не стали исключением и стихи седьмой главы книги Царей, описывающие происхождение и социальное положение Хирама. Он был сыном медника, который умер, лишь успев передать знания своему сыну, и вдова растила сына одна. Ненужные, на первый взгляд, слова, описывающие сиротство Хирама, пришли рассказать нам о том, что именно этот «недостаток» сыграл важную роль в его становлении. Одинокий и подавленный, лишенный опоры и поддержки отца, сирота, как правило, не пользуется большим уважением в обществе. Но нередко именно такое положение становится причиной того, что в человеке пробуждаются скрытые силы, и, не желая мириться со своим положением, он начинает действовать. Боль и горечь унижений становятся его движущей силой, заставляющей раскрывать способности, скрытые где-то в глубине. Об этом сказали наши мудрецы в трактате Недарим (81б): «Не пренебрегайте детьми бедных, потому что из них выйдет Тора». Поясняет это Ран: «Потому что они чувствуют себя принижено».

Так и Хирам, будучи сыном вдовы, из семьи простого мастерового медника смог развить в себе скрытые способности и удостоиться чести создать важные сосуды для службы в Храме и научить нас тому, как «недостаток» можно превратить в достоинство.

Было это совпадением или нет, но на престоле того же города Цора восседал царь с таким же именем – Хирам. И совпадения с вышеупомянутым Хирамом на этом не заканчиваются. Царь города Цора, хоть и не был евреем, но тоже удостоился чести участия в строительстве Иерусалимского Храма. О нем сказано в стихах: «И послал Хирам, царь Цорский, рабов своих к Шломо, когда услышал, что помазали его на царство вместо отца его, потому что Хирам всегда любил Давида», «И было, когда услышал Хирам слова Шломо, то очень обрадовался и сказал: благословен ныне Г-сподь, который дал Давиду сына мудрого, (стоящего) над этим многочисленным народом!», «И давал Хирам Шломо деревья кедровые и деревья кипарисовые, все по его желанию» (книга Царей, гл.5).

Однако мидраш рассказывает нам о незавидном конце царя Хирама. «Хирам, царь Цорский, весьма возгордившись, установил в сердце моря сорок железных колон, а на них соорудил дворец семи уровней, над которыми возвышался его трон. Первый уровень из стекла площадью 500 на 500 локтей (250 м), второй и третий из железа, четвертый из свинца, пятый из меди, шестой из серебра, седьмой уровень из золота. Каждый уровень отделяли от предыдущего струи воды, и каждый уровень был больше предыдущего на пятьсот локтей, так что, седьмой был площадью 3000 на 3000 локтей (1.5 км). Всевышний послал ветер, который поднял пророка Йехезкеля, и принес его на вершину дворца Хирама. Испугался Хирам при виде Йехезкеля и спросил его: “Что ты здесь делаешь?” Ответил ему Йехезкель: “Всевышний послал меня спросить тебя: почему ты возгордился, рожденный женщиной?” Ответил ему Хирам: “Да, я рожденн женщиной, но живу я уже тысячу лет. Сколько царей умерло, а я все еще живу и, значит, буду жить вечно, как Б-г. И если трон Б-га находится на семи небосводах, то и мне сидеть на семи небосводах”.

Что случилось с царем Хирамом? Всевышний послал Навухаднецара, и тот низверг Хирама с его трона и убил. А дворец его спрятал Всевышний в недрах земли, и уготован он в будущем для праведников» (Ялкут Йехезкель).

Удивительно, откуда были у Хирама способности, чтобы соорудить такое удивительное здание в сердце моря, и почему Хирам так оступился, возгордившись и потеряв все, что у него было?

Из многих мест в Пророках видно, как хорошо относился к еврейскому народу царь Хирам, и с какой радостью он помогал царю Шломо строить Храм, поставляя ему кедры и кипарисы и мастеров по работе с деревом. И если он удостоился чести быть среди строителей Храма, то не может быть, чтобы не повлияла на него мудрость и святость, нисходившая с Небес во время строительства.

Сказано в Торе, Шмот 36:8: «И сделали все мудрый сердцем, исполнявшие работу …» Спрашивают комментаторы, почему в начале стиха глагол написан во множественном числе, а вслед за этим слова, к которым он относится, – в единственном? Можно было бы написать: «И сделали все мудрые сердцем…» Поясняют наши мудрецы, что главной побудительной силой, ставшей причиной нисхождения духа святости на мастеров, изготовлявших Мишкан, был Б-жественный дух, которым обладал Бецалель. На это и указывает стих в словах, написанных в единственном числе, потому что изначально «мудрый сердцем» был там лишь Бецалель. Но дух святости под влиянием Бецалеля снизошел на всех, кто работал рядом с ним и под его руководством. На это намекает слово «сделали».

Сказано также в книге Кузари (1:103): «Знай, что в каждом, кто встречает пророка, общается с ним и слышит Б-жественные слова, пробуждается суть его духа. Силой чистой души, оторвавшись от всего, что свойственно его роду, он стремится к пророческому и в чистоте и смирении приобщается к нему».

Если так, то не может быть, чтобы и Хирам не попал бы под влияние святости, участвуя в строительстве Храма и находясь в контакте с царем Шломо, самым мудрым человеком из живших на земле. И неудивительно, что могла остаться у него способность делать столь удивительные и возвышенные вещи, как его дворец, о котором рассказывает мидраш. Ведь не разрушил Всевышний его дворец, а сказано, что ганаз (сохранил, спрятал). А в генизу не кладут вещи, не обладающие святостью. Вот только ошибка Хирама была в том, что он превратил свое достижение не в источник духовного возвышения, а в источник гордыни. За что и поплатился.

Все это приходит научить нас тому, что человек должен использовать мудрость Торы, которую он постигает, исключительно во имя освящения Небес, а не для своих собственных целей, чтобы не превратилась она в смертельный яд, а всегда оставалась Торат Хаим (эликсиром жизни) для изучающих и выполняющих ее.


http://www.beerot.ru/?p=53293