Истинные намерения геров — Афтара главы Трума

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

788
геров

«И было у Шломо семьдесят тысяч носильщиков. А восемьдесят тысяч каменотесов в горах» (Мелахим 1, 5:29).

Статус жен Шимшона и Шломо

Сказано в трактате Йевамот (24:2), что в дни после прихода Машиаха не будет возможности пройти гиюр, точно также, как не принимали геров во времена Давида и Шломо. Причина тому – отсутствие возможности убедиться в истинности их намерений. Ведь если гиюр пройден не во имя Небес, а из-за желания стать частью народа в момент его величия, или по любой другой причине, не связанной с верой в Творца, — такой гиюр изначально не делают.

Это же следует из слов Рамбама, который описывает подобные случаи из истории народа Израиля. Он утверждает, что и Шимшон, избавитель народа Израиля, и Шломо, прославленный царь, которого пророк нарек именем «Йедидья» — «приближенный Творца», — не могли взять себе нееврейских жен (про обоих сказано, что у них были нееврейские жены). И очевидно, что перед свадьбой им был проведен гиюр. Однако существует правило, что прошедший гиюр должен пройти проверку временем. И если со временем станет ясно, что он приобщился к народу не из-за какой-либо выгоды, а во имя Небес, то окончательно принимают их в общину Израиля.

Время показало, что гиюр жен Шимшона и большинства жен Шломо был несовершенным.

По этой же причине, центральные суды не проводили гиюр во все дни правления Давида и Шломо. Во времена Давида – потому что опасались, что делается это из-за страха перед властью Давида. А во времена Шломо – потому что опасались, что людей привлекало привилегированное положение народа Израиля. Однако было много людей, которые проходили гиюр в судах на периферии. В главном Cанедрине сомневались в цельности их гиюра, официально не принимая их в общину Израиля, но и не отталкивая, пока не прояснится истинность их поступка.

Сто пятьдесят тысяч носильщиков и каменотесов Шломо

В книге Мелахим рассказывается, что на строительстве Иерусалимского Храма были задействованы семьдесят тысяч носильщиков и восемьдесят тысяч каменотесов, история появления которых имеет прямое отношение к нашей теме.

Раши поясняет, что это были люди, прошедшие гиюр, но в народе их звали герим грурим.

Глагол לגרור (лигрор) означает «тащить», «волочить». В тот момент уже не проводились гиюры, однако множество людей самостоятельно прошли гиюр в неофициальных судах. Разумеется, в еврейском народе опасались неистинности их намерений, и что они решили пройти гиюр, в том числе, из-за величия Шломо и его царства. Евреи опасались вступать с ними в брак и всячески стремились отторгнуть, как-бы выволочить (лигрор) их за пределы общины Израиля.

Но рав Авраам Тауб, в книге «Диврей Това» обращает внимание на еще один источник, из которого следует, что сто пятьдесят тысяч герим грурим появились в Израиле, пусть и незадолго, однако до воцарения Шломо.

В трактате Йевамот (79а) толкуют мудрецы Талмуда, что сто пятьдесят тысяч геров приобщились к народу Израиля после случая, описанного в конце книги Шмуэля.

В 2924 году от сотворения мира, приблизительно за пять лет до смерти царя Давида, в стране Израиля случился голод. На третьем году Давид обратился ко Всевышнему через Урим ве-Тумим и получил ответ о причинах голода. Одной из причин было наказание за ущерб причиненный гивонянам.

Когда-то гивоняне, один из кнаанейских народов Святой земли, хитростью вынудили Йеошуа заключить с ними союз. Не имея возможности расторгнуть союз, Йеошуа оставляет их в среде народа Израиля, сделав их прислугой для нужд Мишкана. Их не изгоняли из страны, но и не смешивались с ними. К ним и было впервые применено понятие герим грурим. Когда Мишкан находился в городе Нов (Анатот), Шауль приказывает казнить всех коэнов города и их семьи по обвинению в бунте против царя. В результате гивоняне остались без источника пропитания и оказались на грани выживания.

И теперь, спустя почти тридцать семь лет, Всевышний взыскивает с дома Шауля за его преступления. Через Урим ве-Тумим было приказано Давиду повесить семь потомков царя Шауля, что и было сделано. Несмотря на запрет оставлять повешенного на ночь, Давиду было приказано оставить трупы висеть, пока не будет получено разрешение на захоронение останков. Так тела провисели семь месяцев.

В это время страну Израиля посещали множество разных людей, внимание которых не могли не привлечь висящие на горе тела тех несчастных. И когда они задавали вопрос о происходящем, то им объясняли, что это царские отпрыски, которые были наказаны только за то, что царь Шауль лишил пропитания малоуважаемых жителей этой страны. Видевшие это чужестранцы удивлялись увиденному и говорили: «Нет более достойного народа, к которому подобает приобщиться».

Так в народе Израиля появились сто пятьдесят тысяч герим.

Но то было лишь начало, пусть и трогательной, однако непростой истории, окончательная точка в которой была поставлена лишь во время возведения Иерусалимского Храма.

Дело в том, что восхищения достойным отношением к недостойным гражданам недостаточно для того, чтобы приобщиться к народу Израиля. И, по мнению некоторых комментаторов, по отношению к новоиспеченным членам общины Израиля сохранялось сомнение, можно ли считать их гиюр совершенным.

И лишь спустя четыре года после воцарения Шломо нашел способ решения сложившейся проблемы.

К тому времени в Израиле появились дополнительные группы с подобными проблемами. В книге Мелахим рассказывается о том, как слава о мудрости Шломо разнеслась по всему миру, и как множество представителей народов мира стремились приехать в Иерусалим, чтобы учиться у него мудрости. Многие из них не желали возвращаться на родину, оказавшись под впечатлением мудрости царя Шломо. Всеми правдами и неправдами они проходили гиюр, пополняя, таким образом, предыдущую группу герим грурим.

Что сделал Шломо?

Царь «добровольно-принудительно» отправил их на, буквально, рабские работы, необходимые для возведения Храма. Недаром в стихе о них говорится, если не как о рабах, а как об имуществе Шломо: «Еще было у Шломо семьдесят тысяч носильщиков и восемьдесят тысяч каменотесов в горах». А ведь это были не просто свободные люди, а выходцы из высших сословий. Торговцы, ученые и мудрецы со всех уголков мира, торговавшие с Израилем, или прибывшие для постижения мудрости Шломо.

Всем герим грурим было предложено стать носильщиками и каменотесами на целых семь лет возведения Иерусалимского Храма. В результате количество тех, кто согласился на эти условия, оказалось сто пятьдесят тысяч. И, приняв на себя столь непомерный труд, ради строительства духовного центра Израиля и всего мира, они доказали, что их намерение приобщиться к общине сынов Израиля изначально было во имя Небес.

Подготовил: рав Нахум Шатхин, по книге рава Авраама Тауба «Диврей Това»


http://www.beerot.ru/?p=85645