Лех леха — Виноградной лозе и маслине не дано привить другое дерево

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1299
виноградник

Недельная глава Лех Леха

Часто народ Израиля уподобляется виноградной лозе и масличному дереву. «Виноградную лозу из Египта перенес Ты, изгнал народы и посадил ее» (Теилим, 80:9). «Жена твоя, как лоза виноградная плодоносная, во внутренних покоях дома твоего; сыновья твои, как молодые деревца масличные, вокруг стола твоего» (Теилим, 128:3). «И ныне, жители Иерусалима и мужи Иудеи, рассудите Меня с виноградником Моим» (Йешаяу, 5:7). «Зеленеющею маслиною, красующейся плодами (и) видом своим, назвал тебя Г-сподь» (Йирмеяу, 11:16).

Так что же такого есть в этих деревьях, что им и их плодам уподобляется народ Израиля?

Говорится в «Зоар» (ч. 1, 1156), что судьба и сущность народа Израиля сравнимы с виноградной лозой и масличным древом. Прежде всего, в жизни, чаще используют не сами плоды этих деревьев, а то, что из них добывается – вино и масло. Для того, чтобы получить виноградный сок или оливковое масло, требуется раздавить плоды. Так и народ Израиля тысячи лет находится в изгнании, словно в страшной давильне, под прессом народов мира. И несмотря на нахождение в этой страшной «давильне», не начал служить чужим богам, не оставил веры в Творца. Но что еще более удивительно, ни к виноградной лозе, ни к масличному дереву невозможно привить другие виды деревьев. И это также указывает на то, что евреи не принимают чужой веры и не смешиваются с народами мира.

«И Я благословлю благословляющих тебя, а проклинающего тебя прокляну; и благословятся тобой все племена земные» (Берешит, 12:3). «Сказал раби Элиэзер, что в этом стихе сокрыт намек на то, как в народе Израиля прорастут множество побегов из народов мира. И среди них два “благословенных побега” — Рут-моавитянка и Наама-аммонитянка» (Йевамот, 63а). 

Толкование раби Элиэзера основывается на непривычном переводе слова из приведенного стиха. Большинство комментаторов переводят слово וְנִבְרְכוּ (ве-нивреху) – как однокоренное слову браха – благословение. Однако раби Элиэзер утверждает, что слово וְנִבְרְכוּ имеет отношение к способу размножения растений посредством побегов, который называется הברכה (авраха).

Тогда нужно понимать смысл этого стиха так: представители разных народов мира приобщаются к Израилю таким же способом, как деревья размножаются посредством побегов.

Есть два способа размножать деревья и другие растения. Есть способ, который называется הרכבה (аркава) — прививание. В этом случае на ветвь или ствол одного дерева прививают ветвь иного вида дерева. В этом случает оба вида деревьев оказывают влияние на новый плод, и он уже может обладать свойствами и качествами обоих деревьев. По этой причине запрещено использовать в праздник Суккот этрог, которому был привит лимон.

Также растения могут развиваться другим способом, когда из растения прорастает побег, который самостоятельно пускает корни на определенном расстоянии, после чего побег отмирает, а новое растение начинает развиваться самостоятельно. Подобного эффекта можно достичь, когда к земле склоняют одну из ветвей дерева, вследствие чего она также пускает собственные корни. Такой способ размножения называется הברכה (авраха) – размножение с помощью побегов.

Поясняет Хатам Софер, что из стиха видно, как Всевышний сказал Аврааму принимать в общину Израиля представителей народов мира.

Нельзя принимать их, когда они остаются с багажом мнений и верований того народа, из которого вышли. Это будет считаться запрещенным прививанием, словно запрет на привитый с лимоном этрог, пусть и получивший красивый, глубокий цвет. Поэтому Израиль и уподобляется виноградной лозе и масличному дереву, которые в принципе не принимают никаких прививаний.

Народ Израиля должен распустить свои ветви, чтобы пробудить сокрытые в среде народов мира искры святости, чтобы они начали прорастать.

Но прорастать по-новому, под правильным влиянием, когда не остается ничего старого и приобретается много нового. От влияния многих ветвей одного дерева может произрасти множество новых деревьев. Так появились в народе Израиля Итро и Рахав, раби Акива, Шмайа и Автальйон, раби Меир и пророк Овадья, Рут-моавитянка и Наама-аммонитянка.

Подготовил: рав Нахум Шатхин


http://www.beerot.ru/?p=55541