Опасение пророка Ирмияу — Афтара главы Беар

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

653
книга рут с комментарием

В афтаре нашей недельной главы рассказывается о том, как пророк Ирмияу приходит к своему родственнику Ханамелю, чтобы приобрести у него поле, находящееся в селении Анатот в окрестностях Иерусалима. Но подходящее ли это время для покупки недвижимости, когда Иерусалим осаждают касдимцы, и всем очевидно, что город падет, а народ будет уведен в изгнание?

Из стихов видно, что так поступить приказал Ирмияу сам Всевышний, и комментаторы поясняют причину такого приказа. Когда человек находится в изгнании под властью своих притеснителей, он впадает в состояние отчаяния и не готов принимать утешения, потому что слова утешения и поддержки кажутся ему далекими от реальности. Поэтому пророк Ирмияу совершает действия, которые вселяют в народ дух веры и упования, дух, дающий евреям надежду на избавление и помогающий им перенести семьдесят лет страданий на чужбине. Он оформляет купчую на приобретенное поле и приказывает вложить ее в глиняный сосуд, чтобы там она могла сохраниться десятки лет. Это является знаком того, что придет избавление, когда народ Израиля вернется на родину, и тогда вновь вступят в силу старые документы, как сказано в стихе: «Ибо так сказал Г-сподь Цвакот, Б-г Израилев: еще будут покупать дома, и поля, и виноградники в стране этой».

Вопрос Ирмияу

После важных поступков и слов, целью которых было поднятие духа Иудеев, сам пророк обращается к Всевышнему со словами: «Велик Ты в совете и могуч в деянии, очи Твои открыты на все пути сынов человеческих, дабы воздать каждому по путям его и по плодам деяний его, (Ты), совершивший знамения и чудеса в земле Египетской, (известные) до сего дня и в Израиле, и среди людей; и Ты, создавший имя Себе, (известное) как ныне; … Вот, (воины с) насыпей подступают к городу, чтобы захватить его, и город, (изнуренный) мечом, голодом и мором, предан в руки Касдим, воюющих против него; и то, о чем говорил Ты, исполняется, и Ты видишь (это). А Ты, Г-споди, Б-же мой, сказал мне: купи себе это поле за деньги и поставь свидетелей, (в то время) как город отдан в руки Касдим». И слова эти требуют пояснения, ведь из них следует, что Ирмияу сам сомневается в правильности сделанного. Что же стало причиной неуверенности пророка?

Великий мудрец Торы Хатам Софер предлагает нам следующее пояснение.

Говорит Ирмияу в предыдущей главе (32:31): «Потому что на гнев Мне и на ярость Мне был этот город с того дня, как построили его, и до сего дня, так что (Я желаю) отвергнуть его от лица Моего». В трактате Нида поясняется, что уже с самого момента основания и освящения Храма, воспылал гнев Всевышнего. И что было тому причиной? Грех царя Шломо, взявшего себе в жены дочь фараона. Но чтобы понять, в чем состоял грех Шломо, нужно привести слова Рамбама в «законах запрещенных связей» (13:14): «И пусть не придет тебе в голову, что Шимшон – избавитель народа Израиля, и царь Шломо, которого называет стих “возлюбленным Всевышнего”, женились на нееврейских женщинах, не принявших иудаизм».

Но почему из стихов слышится, что дело обстояло именно так? Когда принимают нееврея для прохождения гиюра, то, прежде всего, проверяют, не является ли причиной, повлиявшей на его решение, стремление к достижению состояния или положения в обществе или страх перед евреями и т.п. Поэтому проверяют таких людей, истинны ли их намерения принять на себя бремя заповедей, или же ими движут вышеперечисленные причины. Говорит Рамбам, что Шломо, конечно же, сделал гиюр своим нееврейским женам перед тем как жениться на них, но недостаточно хорошо проверил побуждения, руководившие ими. Спустя время своими поступками они доказали неискренность своих намерений, и поэтому называют их в стихе нееврейскими женами, а царю Шломо эта женитьба засчитывается грехом.

Продолжает Хатам Софер. Известно, что пророк был гильгулем (перевоплощением) царя Шломо. Всевышний сделал это для того, чтобы Шломо, уже перевоплотившись в душу Ирмияу, увидел своими глазами разрушение Храма, который сам построил и освятил, и к разрушению которого (как следует из толкования стиха в Ирмияу, 32:31) был причастен своими грехами.

Пророк Ирмияу, безусловно, знал о корнях своей души и был уверен, что ему придется понести тяжелое наказание. Поэтому он и спрашивает Всевышнего: почему Он приказывает приобрести поле, сделать это при большом стечении людей, чтобы этот поступок стал символом, указывающим на будущее избавление? Ведь пророк Ирмияу должен понести самое тяжелое наказание среди живущих в поколении иудеев? И каким же примером это будет для народа?

На это отвечает ему Всевышний: «И было сказано Ирмияу слово Г-сподне: Вот, Я – Г-сподь, Б-г всякой плоти; разве есть что-нибудь, что скрыто от Меня?» Я не только Г-сподь Б-г душ человеческих, но и Г-сподь Б-г всякой плоти, то есть и тел человеческих. «… что скрыто от Меня?» – разве есть что-то, что упущено Мною, и разве может быть, что Я не знаю о теле, которое не грешило, и ему не полагается наказание, поэтому тебе, Ирмияу, не стоит волноваться.


http://www.beerot.ru/?p=53621