Смерть и похороны — Погребение по закону Торы

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

4342
погребение

Рассмотрев мировоззренческий аспект похорон, перейдём к обсуждению его алахического аспекта.

  • Тора требует от нас хоронить умерших, как сказано (Дварим 21:23) «обязательно погреби его». (Хотя этот стих говорит о казнённом, мудрецы доказывают, что заповедь погребения относится ко всем людям.)
  • Кроме того, есть заповедь хоронить так, чтобы тело касалось земли, как сказано (Берешит 3:19) «прах ты, и в прах возвратишься».
  • Мудрецы объясняют, что тот, кто не хоронит мёртвого в земле вовремя, также нарушает запрет «не дай трупу его ночевать». (В идеале, покойника лучше похоронить в день смерти. Но для того, чтобы оказать ему больший почёт, или чтобы перевезти тело в Землю Израиля и т. п., разрешается задержать похороны.)

Вопрос о том, можно ли кремировать евреев, возник уже в древние времена. Иерусалимский Талмуд (трактат Ктубот 11:2) повествует о человеке, который просил, чтобы его тело сожгли после смерти. Мудрецы пишут, что это делать запрещено.

Ближе к нашему времени, во второй половине девятнадцатого века этот вопрос был задан великому знатоку Торы раву Итцхаку Йеуде Шмелкису. Еврей из Италии пишет ему, что в Ливорно организовалась группа людей, которая занимается сожжением мертвых тел. После кремации, пепел помещают в специальный сосуд, и семья покойного оставляет этот сосуд себе на память об усопшем родственнике. Можно ли хоронить евреев таким способом?

Рав Шмелкис отвечает («Бейт Ицхак», раздел «Йоре Деа», том 2, гл. 155), что это безусловно запрещено в силу нескольких причин. Во-первых, любой объект, который Тора заповедовала хоронить, запрещено сжигать. Поэтому само сжигание трупа — это уже нарушение еврейского закона. Кроме того, если труп, не дай Б-г сожгли, его уже невозможно похоронить подобающим образом. Следовательно, кремация противоречит законам погребения — тем более, если прах не хоронят в земле, а держат в специальном сосуде. Тот, кто не предаёт тело земле, нарушает запрет оставлять труп.

(Подобный вопрос также был задан одному из величайших авторитетов первой половины двадцатого века — раву Хаиму Озеру Гродзенскому. Он подтверждает, что кремация строго запрещена еврейским законом. Он добавляет, что если тело еврея было сожжено, то прах или любые другие останки необходимо похоронить. См. «Ахиэзер», том 3, гл. 72.)

Погребение по закону

Сожжение мертвого тела — это великое оскорбление для покойного. Пророк Амос говорит (2:1): «Так сказал Г-сподь: ’за три преступления Моава и за четыре не отвращу Я гнева от него; за то что пережег он в известь кости царя Эдомейского’.»

Интересно, что Талмуд (Гитин 56б) упоминает подобное обращение в связи с одним из величайших злодеев еврейской истории. Речь идёт о римском полководце (а в последствии — императоре) Тите, который разрушил Второй Храм. После победы на Иудеей, гордыня обуяла его то такой степени, что он бросил вызов Всевышнему. Талмуд приводит, что в наказание за это Всевышний навлёк на него болезнь мозга, которая доставляла ему страшные мучения. Тит боялся, что наказание продолжится также после смерти. Поэтому он завещал, чтобы его тело сожгли и прах развеяли над семью морями.

Дальше Талмуд рассказывает о племяннике Тита, Ункелусе бар Клонимусе (который впоследствии принял иудаизм и стал великим мудрецом Торы, работы которого весьма распространены по сей день). Ункелус вызвал дух своего дяди Тита. Тот сообщил ему, в частности, что его наказание заключается в том, что каждый день его пепел собирают из семи морей, судят его заново, а потом снова сжигают и рассеивают по семи морям.

Из этого отрывка становится ясно, что кремация и рассеивание праха являются тяжелейшими страданиями для души покойного. Поэтому мы обязаны всеми силами противиться подобному обращению с телами усопших.

Рав Ицхак Зильберштейн приводит интересную и поучительную историю, произошедшую с одним человеком («Хашукей хемед», на Йума 35б):

«Один еврей женился на еврейке и у них родился мальчик. Вскоре после того, как они поженились, началась Вторая Мировая Война, и молодая жена погибла от руки нацистов. Мужа же спасла одна женщина-нееврейка, которой удалось записать его в паспорте как своего супруга. Он действительно стал жить с ней, и у них родился сын-нееврей. Его первый сын пережил Катастрофу, но потерял всякую связь с отцом. В результате превратностей войны, отец и сын оказались в разных странах, и остались жить там.

В один прекрасный день, сын-еврей неожиданно получил письмо от адвокатской конторы. В письме сообщалось, что его отец умер и оставил после себя огромное наследство — пятьдесят миллионов долларов. Половина этого наследства — двадцать пять миллионов, по праву принадлежит первому сыну.

Конечно, старший сын сразу же собрался в путь, и поехал в страну, в которой жил его отец. Когда он прибыл, отца ещё не успели похоронить. Между двумя сыновьями покойного возник спор, где хоронить отца. Сын-еврей хотел похоронить отца на еврейском кладбище (рядом с оградой). Сын-нееврей считал, что отца нужно похоронить на нееврейском кладбище рядом с могилой его жены — матери второго сына.

Дело дошло до суда. Судья нашёл оптимальное, с его точки зрения, решение вопроса: надо сжечь тело отца, а пепел разделить пополам между сыновьями.

Само собой разумеется, что сын-еврей пришёл в ужас от такого решения, и впал в отчаяние, не зная, что можно предпринять. Но его адвокат не растерялся, и дал ему такой совет: «ты только что стал обладателем огромной суммы денег. Предложи своему ’брату’ пятьдесят тысяч долларов за его половину папиного тела. Он наверняка согласится — в конце концов, какая ему разница, где захоронят его отца?!»

Сын-еврей пришёл в восторг от этой идеи, и сразу воплотил её в жизнь. Но сын-нееврей сразу же почуял запах наживы, и не согласился на столь скромное предложение. Он сказал: «если тебе так важна честь отца, откажись полностью от своей части наследства. Я заберу себе все пятьдесят миллионов, а тебе отдам тело отца.»

Сын-еврей понял, что, единственная возможность похоронить отца по еврейскому закону и обычаю —  это распрощаться со своей долей наследства. Он выдержал это нелёгкое испытание, отдал второму сыну всю сумму, обладателем которой он недавно стал, и взамен получил тело своего отца, которое захоронил по закону.»

К счастью, большинство из нас не проходит такие испытания. Для многих евреев, живущих в Израиле или в больших городах за пределами Израиля, кошерных похорон с соблюдением всех традиций можно добиться ценой одного звонка по телефону в местную «хевра кадиша».


http://www.beerot.ru/?p=42111