Трума — И возьмете Меня

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

3341
возьмете Меня к себе

Недельная глава Трума

Есть интересный мидраш, относящийся к недельной главе Трума. Эта глава полностью посвящена строительству переносного Храма, и, на первый взгляд, может показаться, что других тем она не затрагивает. Мидраш касается немного странных слов в начале главы «ве-икху Ли трума» («и возьмите Мне приношение»). Правильнее было бы сказать: «И дайте Мне приношение». Мидраш указывает, что слова «ве-икху Ли» также могут быть поняты, как: «И возьмете Меня». Далее мидраш объясняет, что есть такие товары, приобретая которые, приобретают и их владельца. Всевышний говорит здесь народу Израиля, что, приобретя Тору, народ приобрел и Его. Тогда смысл написанного в Торе будет таков: пожертвованием на строительство Храма вы возьмете и Меня, т.е. удостоитесь присутствия Шехины.

Далее мидраш приводит притчу, объясняющую это. У царя была единственная дочь. Другой царь женился на ней, и захотел забрать ее в свою страну. Сказал ему отец: «Это моя единственная дочь и я не могу с ней расстаться. Она, безусловно, твоя жена, и ты можешь ее забрать с собой, но построй и для меня обитель в своем государстве, чтобы я не расставался с моей дочерью». Подобно этому и отношения Всевышнего с нами. Творец дал нам Тору, и попросил сделать Ему святилище, чтобы быть рядом с народом Израиля и данной нам Торой.

Чему нас учит этот мидраш? Главное – это то, что Тора неотделима от Творца. Если мы хотим обрести ее, то должны быть готовы и к постоянному присутствию Всевышнего. Раньше местом такого присутствия был Храм, но сегодня у нас его нет. Если мы хотим удостоиться Торы, мы не должны отрывать ее от Источника. Мы должны позаботиться о том, чтобы вместе с Торой к нам мог бы прийти Тот, Кто эту Тору дает.

В книге «Дерех Ашем» говорится, что условиями получения Торы является Б-гобоязненность и исправление своих поступков. Тора не поселяется там, где нет праведности. Непросто сделать себя подходящим для того, чтобы вместе с Торой к нам пришел Всевышний. Тем не менее, это необходимо сделать! Когда народ Израиля отошел от Торы и поклонился тельцу, скрижали были разбиты. Вторые скрижали были получены в Йом Кипур, когда народ Израиля сделал тшуву, и Всевышний простил нас. Чтобы найти людей, которые сегодня еще далеки от праведности, нам не надо далеко ходить: достаточно посмотреть в зеркало…

Конечно, после сказанного, человек может впасть в депрессию, но в приведенном мидраше есть и проблеск надежды. Всевышний говорит, что не может отделиться от своей Торы. Это означает, что Он останется с еврейским народом и дарованной ему Торой, даже если мы не сможем построить подходящее для Его присутствия святилище.

Объяснить это подобным образом мне позволяет информация еще из одного источника. Это мидраш на книгу Эйха. Там приведены слова Всевышнего (Мидраш Эйха, Птихта 2): «Пусть (даже) оставят Меня, но соблюдают Мою Тору, ибо из-за того, что будут заниматься ею, заключенный в ней свет возвратит их к добру». На первый взгляд, это звучит парадоксально. Ведь можно понять так, что Всевышний разрешает оторвать от Него Тору!

Далее там говорится еще более странная вещь. Всевышний готов был бы закрыть глаза на тяжелейшие грехи нашего народа – идолопоклонство, разврат и кровопролитие, но не пренебрежение Торой. Это еще более непонятно! Казалось бы, эти три запрета нельзя нарушить даже под страхом смерти, однако, в случае смертельной опасности, разрешено не учить Тору. Мидраш отвечает на наш вопрос следующей фразой: «Заключенный в Торе свет возвратит их к добру». То есть, невозможно оторвать Всевышнего от Его Торы таким образом, чтобы заниматься ею, оставив Всевышнего где-то далеко от нас. Сама Тора несет в себе свет Творца, который возвращает ко Всевышнему и Его добру занимающихся ею. То есть, Всевышний, ни в коем случае, не готов простить идолопоклонство, разврат и кровопролитие просто так. Просто в ситуации, когда у человека остается только одна Тора, у него есть шанс к возвращению, и Всевышний «терпит», ожидая нашей тшувы, поскольку «свет Торы возвратит их к добру».

Человек, читающий этот мидраш, может подумать, что даже бандит, развратник и идолопоклонник, сев учить Гемару, сразу превратится в праведника, и его озарит свет Торы, как раби Акиву Эйгера и Хазон Иша. Это, мягко говоря, не совсем так.

Как объясняет наш учитель Рамхаль в своей книге «Дерех Ашем», необходимым условием обретения Торы является исправление своих качеств. Рамхаль говорит, что тот, кто хочет удостоиться блага, исходящего из Торы, должен быть достоин этого блага. Если он оскверняет себя нарушением запретов и совершением преступлений, отдаляется от Всевышнего, и обращается к силам скверны и зла, то об этом сказано (Теилим, 50:16): «А злодею Б-г сказал: кто ты такой, чтобы рассказывать Мои законы и возносить на свои уста слова Моего завета?» И, более того, Рамхаль приводит слова наших мудрецов, которые уподобляют идолопоклонникам того, кто обучает Торе недостойного ученика (см. Хулин, 133а). На первый взгляд, это полностью противоречит сказанному в мидраше Эйха.

Однако Рамхаль не игнорирует сказанное в мидраше Эйха. Он указывает, что, несмотря на то, что преступник недостоин света Торы, мудрецы открыли нам величайший секрет: если бы грешники не оставляли изучение Торы, в итоге они бы делали тшуву! Когда человек постоянно занимается Торой, иногда он удостаивается проблесков света. Эти проблески при регулярных занятиях Торой будут усиливаться и вернут его к добру.

При этом Рамхаль говорит, что человек, занимающийся Торой не как положено, не получит никакого озарения. Речь идет не о том, кто занимается Торой для смеха или извращает ее истинный смысл, а о том, кто занимается ею, по крайней мере, как занимаются другими науками. Что имеется в виду?

Например, человек, решивший изучать математический анализ, не будет начинать с оспаривания основ математики. Он будет входить в предмет, изучая его по правилам, полученным от своих учителей. Если же он начнет заниматься геометрией Эвклида, оспаривая ее основы, он в ней ничего не поймет. И хотя бы с такой же минимальной серьезностью, говорит Рамхаль, нужно подходить к Торе, чтобы достигнуть в ней минимального озарения, приближающего к Творцу. Святость Торы улучшает человека, занимающегося ею.

Еще раз подчеркнем, что означает заниматься Торой не менее серьезно, чем другими науками. В каждой науке есть свои методы познания. В отношении Торы это означает изучение ее с помощью тех методов, которые получены нами от мудрецов предыдущих поколений. Пытаясь понять Тору без этого, получим только осквернение Торы, и совсем не об этом сказано, что свет ее возвращает к добру. Тора – раскрытие в мире Б-жественной мудрости, поэтому истинная основа изучения Торы – знание о том, что она – мин а-Шамаим, с Небес.

После такого предисловия, я хочу коснуться одной, по-настоящему тяжелой для нашего поколения, темы. Человеку, не выросшему в мире Торы, зачастую непонятна суть дискуссий о различных, как их называют, течениях иудаизма.

Речь идет о так называемых «консерваторах» и «реформистах». Кажется логичным, что исполняющие часть Торы лучше, по крайней мере, чем те, кто не исполняет ничего. Это колоссальная ошибка! Ведь речь идет не о людях, признающих истинность Торы, но думающих о себе: «мы неспособны», «мы – пропащие» и т.п. Речь идет о тех, кто сознательно не соблюдает заповеди Торы, но утверждает, что это и есть – иудаизм.

Огромная опасность в том, что человеку, ищущему истину, ищущему путь в еврейство, предлагают суррогат, не имеющий никакого отношения к предмету поиска. Это является величайшим обманом! Когда мы говорим о получении Торы на горе Синай, речь идет именно о Торе с Небес. Получая ее, мы сказали: «наасе ве-нишма (исполним и будем внимать)». Тору не оспаривают – ее принимают. Пытаться «оспаривать» Тору, отойдя от ее исполнения, это все равно, что проверить действие закона всемирного тяготения, прыгнув с одиннадцатого этажа. Об этом сказано в Теилим (148:6): «Навечно дал (Всевышний) закон, и его не преступить». В Торе могут быть вещи, непонятные нам, кажущиеся противоречивыми. Но эти противоречия не должны поколебать нас, их источник – в несовершенстве нашего понимания.

Если вдуматься, у нас, наряду с верой в единство Творца, нет более ясной основы веры, чем то, что Тора – с Небес. Понятно, что у человека, живущего с этим, никогда не возникнет идея «улучшить» Тору. Он будет думать, как ему исполнить Тору, раскрыть в нашем мире Б-жественную волю. А в нашем поколении раскрыть Тору не так просто. Именно потому, что Тора – от Всевышнего, она не привязана к конкретному времени и пространству. Тора, полученная на Синае, актуальна для нашего времени не в меньшей степени, чем для времени ее получения.

Намек на неизменность Торы содержится в недельной главе Беар, рассказывающей о законах шмиты (седьмого года). Там говорится, что они получены на горе Синай. Но на Синае не было необходимости соблюдать шмиту! Следовательно, эти законы были даны для будущих поколений. Именно потому, что Тора дана нам Всевышним и неотделима от Него, который вне времени и пространства, – она дана навечно, и никогда не будет изменена, как приводит Рамбам в одной из основ веры. Тора может раскрываться по-разному в различных обстоятельствах, но она неизменна так же, как и Всевышний. И это – основа всего. И секты, пытающиеся эту основу поколебать, подрывают всю основу еврейства.

Поэтому «консервативный» и «реформистский» иудаизм – это уже не иудаизм вообще. Евреем быть непросто, и наше дурное начало пытается «облегчить» нам жизнь. Тут и появляются соблазны легкого и сверхлегкого «иудаизма». Можно, например, ездить на машине в субботу, и при этом называть себя религиозным евреем.

Необходимо понять, с чего это все началось. Это началось с того, что была сделана попытка оспорить постулат о том, что Тора – с Небес и неотделима от Творца. Это подорвало отношение к Торе, как к данности, которую необходимо принять. Человеку, обладающему качеством анава, и полностью лишенным гордыни, Тору принять легко. Он свободен от желания подогнать Тору и даже Творца под свои нужды и желания. Но зачастую человек пытается разрешить противоречия между своими желаниями и Торой с помощью ножниц, причем не в пользу Торы. Не Тору нужно подстраивать под себя, а себя – под Тору! Ее истинное совершенство и ценность раскроется, только если человек изменит и полностью подчинит Б-жественной воле самого себя.

Дурное начало нашептывает человеку, обратившемуся к Торе: «Она тебя ограничивает, душит, не дает тебе развиваться». В качестве альтернативы дурное начало предлагает человеку «реформистскую» и «консервативную» «свободу» от ограничений, накладываемых заповедями. Это колоссальная ложь! Всевышний дал нам вечную Тору, которая является основой всего творения. Именно через Тору мы способны полноценно раскрыть свой потенциал в этом мире. Поэтому то, о чем мы говорили в начале – неделимость Творца и Его Торы – полностью нивелируется «реформистами». Как результат мнимой свободы, человек лишает себя возможности обрести истинное благо Творца и полноценно раскрыть свой духовный потенциал.

Я познакомился с разновидностями псевдо-иудаизма благодаря членам своей семьи, уехавшим в Америку. Столкнувшись с ними впервые, моя мама сказала: «Реформисты и консерваторы – это массовики-затейники». Моя мама не была тогда религиозным человеком, но она поняла, что это – фальшивка. Большим благом для Земли Израиля стало то, что вся эта мерзость не получила распространения здесь. Израильтяне, причем, не только религиозные, понимали, что это чушь. Внутренний зов к Творцу заложен в наши души и человек ищущий находит связь с Б-жественным. А происков дурного начала, предлагающего на этом пути подмену истинного ложным, в Эрец Исраэль практически не было. Здесь много нерелигиозных людей. Но очень мало шансов «продать» под видом Торы вещи, ей противоположные. От этого мы здесь оказались более или менее спасены.

В странах рассеяния, к сожалению, эти группы не только подрывают Тору, но и разрушают наш народ. От семей тех, кто пошел по пути реформистов и консерваторов, в еврейском народе в течение ста лет не остается и следа. Это большая проблема, разрушающая наш народ.

А началось все с разрушения основы веры: постулата о том, что Тора – с Небес, и связана неразрывно со Всевышним. У нас нет права ее изменять. Есть только обязанность изучать и раскрывать Тору в мире. Когда нарушаются эти принципы, разрушается весь наш народ. Американское еврейство, за исключением небольшой его части, находится в страшнейшей ситуации. В неортодоксальной его части сегодня смешанные браки составляют 80-90 %. И все это результаты «реформизма». Напомним себе, что духовный крах еврейства Германии, начавшийся с «реформизма», повлек за собой духовную катастрофу во многих общинах, и, как приводят от имени рава Меира Симхи из Двинска, послужил толчком к приходу нацистов к власти.

Чтобы удостоится полноценного присутствия Всевышнего в нашем народе, мы должны изучать Тору во всем ее величии, не отрывая ее от Того, Кто ее нам дал. И только так свет, заключенный в Торе, возвратит нас к истинному добру.

Подготовил рав Ц. Маламуд


http://www.beerot.ru/?p=23934