Жизнь продолжается — Факты, послания, свидетельства и чудеса при трагедии в Ар Нофе — Часть 1

Дата: | Автор материала: Рав Даниэль Яаков Травис

1560

От редакции

В современном мире на нас льются потоки информации: кризисы, санкции, убийства, крушения, теракты – только успевай следить за обновлениями новостей. Такой бурный поток неизбежно притупляет наши чувства: «Еще один теракт? Где? Сколько убитых? Ужас! Что еще нового?..» Кто из нас до сих пор помнит, как звали трех убитых в Израиле мальчиков? К сожалению, многие потратят несколько секунд, чтобы вспомнить, о чем вообще идет речь, а ведь все происходило совсем недавно, и их имена были у всех на устах… Это особенно страшно, ведь Всевышний приводит в этот мир трагедии и страдания для того, чтобы пробудить нас, для того, чтобы мы остановились и задумались о нашей жизни, о том, что нужно сделать тшуву, вернуться к своему Создателю (так приводит Рамбам)! А если мы этого не делаем, если это уже не занимает нас через день-другой (в лучшем случае), и мы продолжаем жить, как и раньше, не извлекая никаких выводов? Ответ, к сожалению, известен: «А если в то время [как эти бедствия происходят с вами], не послушаете Меня, то стану в семь раз больше муками наставлять вас за грехи ваши» (Ваикра 26:18). Мы хотим, чтобы прекратились теракты? Тогда давайте извлекать уроки из происходящего!

Мы предлагаем вашему вниманию книгу рава Даниэля Трависа «Жизнь продолжается» о страшном теракте в синагоге иерусалимского района Ар Ноф. Эта книга помогает нам извлечь необходимые уроки, чтобы не совершить в будущем ошибок, знать и помнить, что каждая трагедия – сигнал для нас остановиться и задуматься над своими поступками.

Предисловие автора

Посвящается возвышению душ четырех праведников, убитых во время утренней молитвы в Ар Нофе в Иерусалиме 25 хешвана 5775 года и освятивших своей смертью Имя Всевышнего:

Рав Авраам Шмуэль Голдьберг, зацаль,
Раби Арье Купинский, зацаль,
Раби Кальман Зеев Левин, зацаль,
Раби Моше Тверский, зацаль.
А также эта книга посвящается скорейшему выздоровлению всех пострадавших в этом теракте.
А также в знак признательности евреям со всего мира, которые превзошли себя в милосердии в эти непростые для нас дни.
Ради единства всего нашего народа.

Кислев, 5775 год.

Введение

Плачет пророк Ирмияу: Эйни, эйни йорда маим, ки рахок мимени мерахем… – «Глаза мои, глаза мои, истекайте слезами, потому что утешение далеко от меня…» (Эйха, 1: 16).

Раши объясняет, что повторение слов здесь выражает безутешные рыдания. Обычно плач помогает человеку вывести наружу и излить свою скорбь, это приносит ему облегчение. Однако когда человек испытывает неизмеримую, невозможную боль, он плачет, плачет и плачет… Это и имеет в виду Раши. Даже после всех горьких рыданий утешение все еще далеко от меня.

Я не помню, чтоб я когда-нибудь в жизни плакал так сильно, как в тот вторник 25 Хешвана (18 ноября 2014 года).

Этот день стал днем трагической смерти четырех праведников в Ар Нофе. Первой жертвой, о которой мне стало известно, был рав Арье Купинский – мой очень близкий друг и сосед, человек чистой души, с которым мы учились вместе еще в ешиве. Два года тому назад в его семье произошла трагедия – неожиданно во сне умерла его 14-летняя дочь. Только недавно его семья начала приходить в себя после той трагической потери, и вот теперь они потеряли отца.

Через некоторое время мне стало известно о второй жертве теракта – о смерти рава Моше Тверского. Рав Моше вел постоянный урок в ешиве «Торат Моше», где в юности я учился пять лет. И я заплакал еще сильнее.

Но трагедии этого дня еще не завершились. Мне сообщили о смерти рава Авраама Шмуэля Гольдберга – двоюродного брата моего зятя, в доме которого совсем недавно мы отмечали «шева брахот» моей дочери. И я зарыдал еще сильнее.

После таких трех волн скорби и трагических новостей я подумал, что все мои слезы уже истощились. Но в час дня мне позвонил один из моих учеников и сообщил, что рав Кальман Левин – один из раввинов нашего колеля – тоже был убит в это трагическое утро. Непроизвольно слезы снова полились из моих глаз еще сильнее, чем раньше. «Глаза мои, глаза мои…»

Почему нам так важно сохранить в своей памяти эту трагедию?

Весь этот период с момента теракта в Ар Нофе был для всех нас, кого коснулась эта трагедия, временем духовного подъема и самоанализа. Это ощутили многие евреи во всем мире. Мы стали свидетелями великих чудес и момента пробуждения у многих евреев во всем мире. А здесь у нас в Израиле великие мудрецы Торы каждый день говорили о послании Творца, которое мы должны вынести из этой трагедии. Каждый из нас принял произошедшее в Ар Нофе близко к сердцу. Печать, которую оставило это событие в народе Израиля, была настолько явной, что казалась неизгладимой.

Однако время – это злейший враг любого душевного пробуждения. Если мы сейчас не сделаем усилие, чтобы удержать это влияние, то мы неминуемо потеряем все, что приобрели.

Тогда мы вернемся к нашим будням, к тем самим себе, кто полностью замкнут в четырех стенах своего эго. Нам надо помочь себе осознать этот момент истины и использовать эту трагедию как импульс для приближения к окончательному Избавлению.

Во многих местах в Псалмах царь Давид перечисляет огромное количество своих чудесных спасений. «Кто тот мудрый человек, который может сохранить это и осознать добро Творца?» (107:34). Почему человеку нужна мудрость, чтобы благодарить Творца? И что именно нам надо сохранить?

Рав Ицхак Эзрахи («Мизмор Летода», стр. 186) объясняет, что когда человек видит в своей жизни Руку Всевышнего – в этот момент он очень воодушевляется. Однако сохранить эти чувства совсем не просто, и это требует большой мудрости. Только глубокое осмысление чудес Творца даст нам возможность всей душой осознать то, что произошло. Таким образом, это поможет нам удержать в своем сознании этот момент подъема и воодушевления, который был нам подарен с Неба. Послание Всевышнего, обращенное к нам тем утром в Ар Нофе, поражает своей мощью, и горе нам, если мы легкомысленно отнесемся к этому, как просто к еще одной очередной «трагедии нашего народа», и не выучим этот урок, прилагая все силы нашей души. Мы должны глубоко обдумать то, что говорит нам наш Отец. Если мы окажемся в состоянии услышать и понять это послание Всевышнего, то уже не сможем остаться такими же, как прежде. Это неизбежно приведет нас к изменению всей нашей жизни. А ведь именно это, особенно если это касается всего нашего народа, приведет нас к окончательному Избавлению.

Изменяя самих себя

Однажды рав Исраэль Салантер заметил, что гораздо труднее исправить даже одну дурную черту характера, чем выучить весь Талмуд. Все мы знакомы с истинностью этого утверждения. Но в чем именно заключен секрет этой трудности?

Рав Ицхак Гринберг, близкий ученик Хазон Иша, заметил, что изменение себя, на самом деле – не такая тяжелая работа. Главная трудность состоит только в принятии решения, чтобы такое изменение стало главным делом в жизни человека, чтобы человек действительно захотел измениться. После того как это решение измениться становится абсолютно осмысленным и ясным, реальные изменения не так уж трудны.

Рав Мордехай Рубин, раввин синагоги «Кеилат Бней Тора» в Ар Нофе, где произошла трагедия, говорил на похоронах этих святых людей, и привел строку из притчей царя Шломо (Мишлей, 14:10): лев йодеа марат нафшо – «Сердце знает горечь своей души». То есть знает свою истинную суть.

В глубине своей души каждый из нас знает, чего Всевышний хочет и ожидает от нас. Никто не знает наши глубинные желания лучше, чем мы сами. Каждый из нас может точно определить, на каком именно этапе по пути к совершенству мы должны сконцентрировать наши усилия. Если мы используем эту трагедию, чтобы выяснить для себя задачи, стоящие на нашем пути, это будет означать, что мы услышали послание, которое передал нам Всевышний.

Жизнь продолжается

Чтобы нам удалось по-настоящему прочувствовать, что же произошло тем утром в Ар Нофе, и выучить необходимые каждому из нас уроки из этой трагедии, нам нужно обдумать три главных аспекта.

Как было объяснено выше, дела Творца приобретают для нас значение только если мы глубоко обдумываем случившееся. Если мы не признаем в этом руку Всевышнего, то скорее всего потеряем этот момент истины. Наша книга поможет открыть внутреннюю суть этой трагедии.

У нас должно быть четкое представление о том, кем были жертвы этого страшного теракта. В этой книге представлено несколько версий того, почему именно они были выбраны среди всего еврейского народа для освящения своей смертью Имени Всевышнего. Это поможет нам почувствовать боль вдов, сирот, близких, друзей и соседей, для которых произошедшая трагедия не проходящий эпизод, и для которых чувство потери близких все еще остро и вряд ли когда-нибудь притупится. Только после того как мы сделаем все это, мы сможем оценить то опустошение, которое постигло нашу святую общину, и какой большой утратой это стало для всего народа Израиля. Эта книга познакомит вас с теми, кем по-настоящему были эти особенные люди – праведники, ставшие святыми жертвами жестоких убийц. Вы сможете посмотреть на них глазами тех, кто знал и ценил их и их уникальные качества – и при жизни, и после гибели.

После того как мы признаем, что рука Всевышнего управляла и этим, и насколько разрушительным был для нас Его суд, нам понадобится руководство к действию от великих мудрецов нашего поколения. Что мы должны выучить из этой трагедии? Что нам необходимо в себе исправить? Что мы можем сделать для предотвращения подобных трагедий, да спасет нас от них Милосердный?! В этой книге собраны высказывания великих еврейских мудрецов нашего времени, которые проливают свет понимания на эту трагедию и помогают нам осознать, что жизнь продолжается в эти трудные, темные и запутанные времена. Книга «Жизнь продолжается» – путеводитель по лабиринту трудных вопросов и глубоких чувств на пути к надежде и духовному подъему. В ней жертвы теракта продолжают жить в наших воспоминаниях, как яркие примеры того, какими могут и должны быть евреи. Момент душевного подъема пробужденный этой жуткой трагедией, обновляется для нас каждый раз, когда мы используем Его влияние на благо. Все мы, народ Израиля, продолжаем жить, и несмотря на все трагедии, боль и трудности нашего времени, каждый день мы приближаемся к окончательному Избавлению.

Чудеса

Рав Шмуэль Гольдстейн: «Первым, что я сказал себе, проснувшись утром, была строка из 104-го псалма царя Давида: Ашира ле-Ашем бехаяй – “Буду воспевать Творца самой своей жизнью”. Несмотря на то, что это великая трагедия, в ней заключено множество чудес, которые совершил для нас Всевышний».

Место действия: община «Кеилат Бней Тора» в Ар Нофе.

Ар Ноф – религиозный район в западной части Иерусалима. В начале восьмидесятых здесь появились первые жители. А сейчас в Ар Нофе живет более 20 тысяч человек, и действуют десятки синагог и ешив.

Недалеко от пересечения улиц Агаси и Каценеленбоген в верхней части района возвышается здание большой синагоги, которая называется «Кеилат Бней Тора». Постоянные члены общины молятся и учатся здесь в общей сложности более 27 лет, с того момента, когда их духовный наставник рав Ицхак Мордехай Рубин был приглашен на должность раввина общины. Многие годы община молилась в «караване» – временном помещении, стоящем внизу улицы. А само великолепное здание современной синагоги было построено и открыто только 11 лет назад. Здание общины «Кеилат Бней Тора» гармонично вписывается в окружающие его горы. Это четырехэтажное здание содержит все необходимое для жизни общины. На подвальном этаже (минус первом) находится зал торжеств. На первом этаже – большой холл, кабинет раввина общины и малый бейт-мидраш, в котором молятся и учат Тору. Именно этот бейт-мидраш выбрали своей целью террористы. На втором этаже располагается главное помещение синагоги – большой бейт-мидраш, а на самом верхнем этаже – женская часть синагоги. Таким образом, это здание – не просто синагога, но один из главных центров изучения Торы всей общины района Ар Ноф.

Постоянными членами общины «Кеилат Бней Тора» являются приблизительно 200 семей. Еще такое же количество семей связано различными путями с этой общиной. Эта община по-дружески принимает любого, кто считает себя настоящим бен Тора. Сюда приходят те евреи, которые посвятили себя постоянному изучению Торы и исполнению заповедей, без какого бы то ни было разделения на ашкеназов и сефардов, работающих или учащихся в колеле, или же тех, кто совмещает и то, и другое. Независимо от того, являются ли они коренными израильтянами или же репатриантами из любой страны мира. Среди членов общины – известные раввины и главы ешив и колелей, а также известные люди Торы со всего мира. Вместе с тем, в общину входят «простые» работающие евреи, которые стараются, чтобы Тора была главной в их жизни. В общине «Кеилат Бней Тора» все молятся вместе плечом к плечу. Здесь делается большой упор на взаимное уважение и проводится строгая политика «недопущения никаких раздоров». Глава и руководитель общины рав Рубин считается одним из самых выдающихся раввинов Ар Нофа, и многие приходят к нему за советом. Он является даяном – еврейским судьей – в бейт-дине – раввинском суде – гаона рава Нисима Карелица, и известен по всему миру как автор многих популярных книг по еврейскому закону – Алахе. Одна из них – книга о законах соблюдения Субботы «Орхот Шаббат». Община «Кеилат Бней Тора» – это живой, насыщенный изучением Торы центр духовной жизни всего района. В ней учатся, молятся и отмечают радостные события с раннего утра и до поздней ночи.

В то раннее утро, 25 хешвана 5775 года, когда произошел теракт, синагога уже начала наполняться людьми.

Продолжение следует…

Перевод – А. Швальб


http://www.beerot.ru/?p=10424