Жизнь продолжается — Факты, послания, свидетельства и чудеса при трагедии в Ар Нофе — Часть 7

Дата: | Автор материала: Рав Даниэль Яаков Травис

1421

Факты, послания и свидетельства очевидцев, а также все те чудеса, которые мы можем осознать после трагедии в Ар Нофе.

Рав Арье Купинский, благословенна память о праведнике.

Столп, на котором держится мир

Рав Цви Кушелевский, глава ешивы «Эйхаль а-Тора»

Сказал раби Йоси: «Да будет моя участь с теми, кто умирают на пути заповеди» (Шаббат, 118б). Маараль (там же) объясняет, что тот, кто исполняет заповедь, отдаляется от всего земного и прилепляется к святости. Раби Йоси мечтал о том, чтобы умереть во время исполнения заповеди, и тем самым доказать себе, что он полностью посвятил свою жизнь духовности – рухнаниют.

Сказано в мишне (Авот, 1:2), что мир держится на трех основах: на Торе, служении (авода) и добрых делах (гмилут хасадим). Известно, что рав Арье Купинский, да отомстит Творец за его кровь, был выдающимся человеком во всех трех этих сферах, однако основной чертой, которая определяла всю его личность, был безграничный хесед – стремление делать добро каждому еврею. Весь еврейский народ отличается своими добрыми поступками, но рав Арье был в этом просто уникален! Для того, чтобы понять каким именно уровнем хеседа обладал рав Арье, нам необходимо понять, что такое различные уровни качества хесед.

Существует много ступеней в проявлении качества хесед. Есть люди, которые совершают добрые дела только тогда, когда они чувствуют, что этого от них ждут – например, они могут помочь убрать со стола после трапезы, потому что этого от них требуют правила этикета. Рав Арье делал хесед просто потому, что он любил это, а не потому, что это принято или является хорошим тоном. Действительно, всегда, когда семья Купинских была в гостях на субботнюю трапезу, рав Арье помогал убирать со стола – но не потому, что так принято в нашем обществе, ведь это самый низкий уровень хеседа.

Некоторые люди способны подняться на новую ступень и помочь другим даже тогда, когда никто от них этого не ждет. Перед праздником Песах рав Арье всегда участвовал в хабуре – группе людей, которые собираются, чтобы вместе печь мацу особо строгой кашерности. Обычно после тяжелой работы замешивания теста все так уставали, что должны были немного передохнуть, а рав Арье принимался помогать тем, кто еще не успел закончить свою работу. И это, конечно, более высокий уровень хеседа, ведь такому человеку требуется прилагать немалые усилия, чтобы подняться на этот уровень, и найти возможность помочь, даже когда этого никто от него не ждет.

Однако рав Арье поднимался еще выше. Он искал любую возможность помочь другим. Он делал это так, что никто об этом не знал. У него дома был специальный гмах (бесплатный пункт проката) морозильников, которые он собственноручно доставлял человеку, обращавшемуся к нему с такой просьбой. То есть он тащил на себе тяжелейшие морозильники по крутым улицам Ар Нофа и поднимал их на самый верхний этаж! Каждый встречный обращался к нему с одним и тем же вопросом: «Рав Арье, зачем вы берете на себя такую тяжелую и непосильную работу?» Эти вопросы очень удивляли его, он не понимал, почему другие люди не очень хотят ему помогать, ведь всем было видно, что ему очень тяжело!

Это очень высокий уровень хеседа. Такие люди вообще не думают о себе. И только некоторые из них готовы продолжать делать добрые дела, даже когда это им очень неудобно. Другие будут продолжать, даже когда это не просто неудобно, но и очень, очень трудно. Для них главное – это помочь другому еврею и убедиться в том, что этим действительно облегчилась его жизнь. У одного человека в Ар Нофе был йорцайт (годовщина смерти) отца на исходе Йом Кипура, то есть вечером после завершения поста, и ему приходилось собирать особый миньян, чтобы иметь возможность самому провести молитву. Первым, кто постоянно присоединялся к этому миньяну, был рав Арье. Он прибегал туда одним из первых, не обращая внимания на удлинение своего поста.

Но есть еще один уровень хеседа, когда человек делает что-то, несмотря на то, что это причиняет ему боль. Два года тому назад четырнадцатилетняя дочь рава Арье неожиданно умерла во сне. Каждый рош ходеш Адар рав Арье надевал на себя смешную маскарадную шапку, помогал детям перейти улицу и при этом раздавал им сладости. После того как умерла его дочь, он продолжал это делать, несмотря на то, что ему это было очень больно, ведь, несомненно, в это время он ясно представлял перед собой свою любимую дочь, и ему так ее не хватало! Он продолжал радовать детей в Ар Нофе, несмотря на боль, которую приносили ему эти воспоминания.

Не обращая внимания на свою острую душевную боль, он думал о других. Примерно год тому назад отец одного из его учеников из Лос Анджелеса скончался, и его привезли хоронить в Израиль. Похороны были в пятницу днем на кладбище Ар а-Зейтим. Рав Арье, который присутствовал на похоронах, не смог удержаться от слез, он плакал так горько, что люди спросили его, почему ему это так больно, и он правдиво ответил, что эти похороны оживили в его памяти все подробности смерти его любимой дочери.

Проводы покойного не начались вовремя, и члены «Хевра Кадиша» (похоронного общества) сказали, что, по-видимому, придется перенести похороны на время после исхода субботы, так как у них сейчас уже нет возможности вырыть могилу нужного размера. Однако родственники настаивали на том, чтобы не откладывать похороны, ведь и так прошло слишком много времени со смерти покойного. Похоронная процессия быстро продвигалась в сторону могилы, но, подойдя ближе, все убедились в том, что действительно вырытая яма была слишком маленькой. Члены «Хевра Кадиша» сказали, что сейчас уже нет времени, чтобы увеличить могилу до нужного размера, и похороны откладываются до исхода субботы. Рав Арье вдруг взял тело покойного и одним движением осторожно переложил его в могилу, которая оказалась точно нужного размера. В этот момент рава Арье совершенно не заботила острая боль по ушедшей дочери, он думал только о других.

Но самый высокий уровень хеседа – это когда человек жертвует своей жизнью, спасая других. Участь этого человека – с теми, кто умирает, исполняя заповедь. Рав Арье всю свою жизнь жил хеседом. Он умер, поднявшись на самый высокий уровень хеседа – пожертвовав своей жизнью, чтобы спасти других. Позвольте мне описать вам, что случилось в то страшное утро: эти убийцы ворвались в синагогу во время молитвы Шахарит, размахивая ножами и топором. Они хотели убить и ранить любого, кто попадется им под руку. И, конечно же, начали с пожилых и беззащитных людей. Все молящиеся бросились к выходу – человек имеет полное право спасать свою жизнь, потому что твоя жизнь важнее для тебя, чем жизнь других. Это правило было верно для всех, кроме рава Арье…

Талмуд в конце трактата Йевамот (122б) рассказывает такую историю: человек пришел к раби Тарфону, чтобы засвидетельствовать для одной агуны (замужняя женщина, которая по какой-либо причине разъединена с мужем и не имеет права выйти замуж вторично — либо потому, что муж не дает ей развод, либо потому, что неизвестно, жив ли он), что ее муж действительно погиб. Он рассказал следующее:

«Мы с ним путешествовали вместе, когда на нас напала банда разбойников. Он (муж агуны) сорвал огромную ветку с ближайшего дерева и отбился ею от разбойников.

Я воскликнул: «Арье (лев)! яшар кохеха – честь тебе и хвала!» Он ответил мне: «Да, это так. Там, откуда я родом, меня называют Йоханан бен Йонатан – Арье (лев)».

«И только он успел выговорить эти слова, как тут же умер от ран, нанесенных ему разбойниками».

Рав Арье Купинский своим последним поступком достиг наивысшей ступени хеседа. Он олицетворял собой храбрость, присущую льву, Арье. В его груди билось мужественное сердце, лев Арье, и он погиб, освятив Имя Создателя. Когда он увидел убийц, он не убежал, он начал кидать в них столы и стендеры, чтобы дать другим возможность скрыться. И во время этого последнего хеседа он был зверски убит. Он был на таком высоком уровне хеседа, святости, исходившей из его сердца, которое он полностью посвятил другим, что для него было естественным совершить в своей жизни последний наивысший хесед – пожертвовать своей жизнью ради спасения других евреев.

Это было качество хеседа, которое олицетворял наш рав Арье. Но, конечно, он обладал и другими двумя качествами, на которых держится мир. Он учил Тору с такой самоотдачей, полностью погружаясь в нее, что буквально знал все наизусть. Ему можно было задать вопрос по любой теме, которую он прошел, и он тут же с точностью поэтапно воспроизводил по памяти все, что написано в Талмуде – во всех подробностях. Он достиг очень высокого уровня понимания Торы, можно сказать, он просто ею жил.

И наконец, третья основа мира – служение. Написано (Дварим, 11:13): «Ты должен служить, Г-споду, Б-гу твоему, всем сердцем своим». Объясняют наши мудрецы (Таанит, 2а), что служение сердцем – это молитва. Рав Арье молился так, как будто он стоял прямо перед престолом Творца, перед Шехиной, Его Б-жественным присутствием. Он был живой иллюстрацией слов Рабейну Йоны о том, что тот, кто по-настоящему молится, освобожден от оков физического мира, и его душа может быть избавлена от ограничений материального тела.

Все задавали один и тот же вопрос: «Почему именно такие праведники стали жертвами этой трагедии? Что Творец хочет от нас?» Написано в Талмуде (Бава Кама, 60а), что когда вынесен Б-жественный приговор, первые, кого забирает Творец из нашего мира – это великие праведники. И Раши объясняет это тем, что Творец хочет избавить их от боли, Он не хочет, чтобы эти праведники стали свидетелями грядущих бед и разрушений. То, что случилось, пришло пробудить нас, побудить нас раскаяться, прежде чем наступят еще более страшные времена. Мы должны задуматься о том, что может произойти с нашим народом, и как мы это можем предотвратить.

Все мы знаем, что враги еврейства пытаются сейчас окончательно оторвать нас от Торы. Но мы не можем перекладывать ответственность за то, что происходит с нами, за попытки разрушить наши ешивы, на внешние обстоятельства. Ясно, что Творец говорит с нами, с бней Тора. Он показывает нам, что именно должно быть исправлено.

Бах (законы Хануки, «Орах Хаим», 670) говорит, что греки смогли запретить евреям соблюдать заповеди только потому, что евреи сами охладели к своему служению. Когда ослабевает изучение Торы, когда евреи не вкладывают всю душу в Тору, это влечет за собой суровый приговор с Небес. Та ужасная трагедия, которая произошла на наших глазах, должна напомнить нам, что пришло время проверить нашу преданность Торе, что мы должны изо всех сил укрепиться в изучении Торы и соблюдении заповедей.

Когда Творец забирает из нашего мира праведников, это приравнивается к тому, что еврейский народ приносит свой корбан, жертву. При жертвоприношении должны соблюдаться два обязательных условия: жертва должна быть абсолютно чиста, без порока, и она должна быть принесена добровольно, от всего сердца. Я совершенно уверен, что гибель нашего рава Арье была именно такой жертвой. Я точно знаю, что если бы его заранее спросили, готов ли он отдать свою жизнь и погибнуть так, как он погиб, он бы точно согласился, ведь в этом была вся его суть. Его забрали, как добровольную жертву за наши грехи!

Но какими словами мы можем утешить его вдову? На это у нас есть только один ответ: Тот, кто является Отцом всех сирот и Защитником всех вдов – только Он может послать вам утешение. Он защитит и охранит вас. Рава Арье забрали из этого мира, как цельную, непорочную жертву – он был целен в своей Торе, в своем служении и во всех своих качествах. И потому Творец поможет вам, Он поможет вам… «И утрет Б-г слезы со всех лиц» (Йешаяу, 25:8). И скажем: Амен!

Перевод Н. Патлас, книга готовится к печати в издательстве «Пардес» под редакцией рава Ц. Патласа


http://www.beerot.ru/?p=11969