Жизнь продолжается — Факты, послания, свидетельства и чудеса при трагедии в Ар Нофе — Часть 8

Дата: | Автор материала: Рав Даниэль Яаков Травис

1438

Факты, послания и свидетельства очевидцев, а также все те чудеса, которые мы можем осознать после трагедии в Ар Нофе.

Рав Арье Купинский, благословенна память о праведнике. Безграничный хесед

В субботу, за несколько дней до того, как рав Арье был убит, мы обсуждали с ним один вопрос из Талмуда, который вместе изучали. Мы часто разговаривали с ним после молитвы а-нец, а в этот раз он вдруг стал обсуждать со мной день смерти (йом а-мита), и я был этим потрясен. Арье, дорогой! Если бы я только мог себе представить, какое потрясение ждало меня из-за того, что должно было произойти с тобой всего через несколько дней, если бы я знал, что это был мой последний разговор с тобой, – я бы хотя бы обнял и поцеловал тебя…

Есть такая поговорка: «Каждый получает то, что заслуживает». Творец наказал нас очень сурово, забрав у нас рава Арье и остальных праведников. Как могло такое произойти? Что могло заставить Творца забрать отца из семьи, два года тому назад потерявшей дочь? Если Он послал нам такое страшное наказание – значит, мы его заслужили, значит, Он хочет от нас чего-то, значит, мы обязаны что-то исправить!

В течение четырех лет я удостоился слушать уроки главы нашей ешивы гаона рава Цви Кушелевского. За это время я выучил очень много, но, может быть, самое главное, чему я научился у рава, – это не быть шитхи – поверхностным. Нужно постоянно стараться углубляться в изучаемое. Сейчас от нас требуется понять эту страшную сугию, по-настоящему осознать то, что произошло, понять, почему Творец забрал у нас такого великого праведника, и чему Он хочет нас этим научить…

Политика «открытых дверей»

Рав Арье был настоящим еврейским мудрецом, он всегда молился очень сосредоточенно, от всего сердца, но, несомненно, его главной отличительной чертой было его безграничное желание делать добро. Он всегда думал, чем он может помочь любому еврею. Просто поразительно, сколько усилий он прикладывал, чтобы делать хесед! Иногда просто не укладывалось в голове, как человек может так жить – беспрерывно делая хесед окружающим!

Но ведь на самом деле это норма! Таким должен быть каждый еврей – родеф хесед – постоянно ищущим возможность делать добро. И если это нас удивляет, значит, нам еще многое нужно исправить в себе, чтобы стать настоящими евреями. Говорят мудрецы, что человек должен постоянно задавать себе вопрос: «Когда мои поступки достигнут уровня наших праотцев, Авраама, Ицхака и Яакова?»

Все мы стараемся делать хесед, когда представляется такая возможность. И если нам удается кому-то хоть немного помочь, мы чувствуем, что выполнили свой долг. Это все мы, но не рав Арье! У него никогда не было чувства выполненного долга! Наоборот, он всегда, постоянно искал новые и новые возможности делиться своим добром, то есть делать хесед каждому еврею.

Мы можем понять это качество безграничного хеседа из того, как вели себя наши праотцы и праматери. Каждый знает, что в шатре у Авраама было четыре входа, чтобы он мог принимать гостей со всех сторон света. На первый взгляд, это кажется просто красивым рассказом, но на самом деле в этом заложены очень глубокие истины. Своим примером Авраам хотел научить нас, каким должен быть настоящий хесед.

Шатер, открытый на все четыре стороны света, показывает нам, что его хозяин хочет разрушить стену, отгораживающую его дом от остального мира, что он готов в любую минуту помочь каждому, кто нуждается в его помощи, а стены его дома существуют только для того, чтобы защитить от врагов. Четыре входа – это кратчайший путь к дому «открытых дверей», дому, открытому для всех, и при всем этом остающемуся домом.

Подходящий шидух

Когда пришло время нашему праотцу Аврааму искать невесту для своего сына Ицхака, он попросил это сделать своего преданного ученика Элиэзера. Элиэзер молил Творца, чтобы Он послал ему девушку, которая добровольно начерпала бы из колодца достаточно воды для него и для его верблюдов. Это было довольно странное испытание, ведь Ривке в то время было только три года, а у Элиэзера было десять могучих слуг, которые могли бы это сделать.

Но Элиэзер хотел убедиться в том, что невеста Ицхака обладает тем же уровнем желания делать добро, что и Авраам. Человек, стремящийся делать добро, родеф хесед, не может почувствовать удовлетворения, пока он не сделает весь хесед, который только в состоянии сделать. Элиэзер хотел проверить, была ли и у Ривки такая же потребность постоянно делать добро, как у семьи Авраама.

Корнем такого хеседа является полный отказ от своих личных интересов, от собственного эго. Царь Давид, который сумел достичь такого уровня, очень точно описал это (Теилим, 142:8): «Выведи душу мою из оков моих (моего эго), чтобы я мог благодарить Имя Твое… ведь это Ты дал мне ее». Только когда человек ломает все преграды, которые он сам создал, а точнее, создало его эго, он ясно осознает все то добро, которым одаривает его Творец, и от всего сердца благодарит Его – и тогда он может делать добро другим.

Рав Арье был живым воплощением хеседа! Для него просто не существовало понятия «эгоизм», потому что он вообще не думал о себе. Он просыпался и засыпал с одной и той же мыслью: «Чем я могу еще помочь людям?» И эта помощь была совершенно бескорыстной и абсолютно безграничной.

Его сосед по комнате в ешиве рассказывал, что у рава Арье над кроватью висело объявление: «Вы можете пользоваться чем угодно из моих вещей, и не нужно спрашивать разрешения». Он буквально исполнял то, что написано в Пиркей Авот: «Твое – твое, и мое – тоже твое».

Сейчас нам нужно задать самим себе вопрос: что же нам делать? Наверное, мы должны постараться заполнить тот вакуум, который остался в мире после ухода рава Арье, и так же, как он, стремиться делать безграничное добро.

Очень нужный гмах

Я думаю, что большинство из нас просто впало бы в депрессию, если, не дай Б-г, у нас неожиданно умерла четырнадцатилетняя дочь. Но с равом Арье этого не произошло. Наоборот, эта трагедия явилась для него стимулом делать еще больше добра! Он подробно рассказывал мне обо всех своих идеях и планах – раздавать сладости и радовать детей нашего района в новомесячье Адара, организовывать и оплачивать уроки, приобретать для детей книги, и даже организовать гмах морозильников.

Однажды рав Арье рассказал мне, как ему пришла в голову идея открыть такой гмах: обычно людям нужно сделать кидуш по поводу какого-то радостного события, которое происходит в семье, а заказывать кейтеринг (готовую еду из ресторанов) не всем по карману, ведь это очень дорого! Поэтому есть очень простое решение – заранее напечь много пирогов, печений и пирожных. Но где все это хранить?

В Израиле существуют множество гмахов – это аббревиатура двух слов гмилут хасадим, то есть безвозмездное добро. Есть гмахи, где можно одолжить деньги, стулья, даже соски для новорожденных, но никогда я не слышал о гмахе морозильников! Да еще о таком гмахе, в котором сам владелец морозильников доставляет их на дом! Это слишком трудно и очень непрактично! Каждый морозильник стоит уйму денег, и к тому же они очень тяжелые, и их очень трудно переносить с места на место. Но все эти соображения совершенно не помешали раву Арье. Из-за того, что он был полностью свободен от оков собственного эго, он был в состоянии совершать поступки, о которых другие люди даже и не помышляли. Он просто переносил эти морозильники на себе по всему району!

Рав Арье в прямом смысле олицетворял то качество, которое было у нашего праотца Авраама – безграничный хесед. Творец забрал его от нас, и этим дал нам понять, что Он хочет, чтобы это качество сохранилось в нашем мире. Безграничный хесед рава Арье – это тот уровень, к которому нам всем нужно стремиться.

Как готовиться к Хануке и к приходу Машиаха

Наши мудрецы учат нас, что за тридцать дней до наступления праздника мы должны начинать к нему готовиться: слушать лекции и уроки, учить законы, касающиеся этого праздника. Трагедия в Ар Нофе произошла 25 Хешвана, ровно за месяц до Хануки.

Комментатор Шулхан Аруха Бах (рав Йоэль Сиркис, в начале законов Хануки) открывает нам, что жестокие постановления (гзерот) обрушились на евреев потому, что евреи охладели в своем служении Творцу. Творец дал нам тридцать дней до Хануки обдумать то, что произошло, и укрепиться во всем – в Торе, в служении (авода) и в добрых делах (гмилут хасадим).

Хевлей (родовые схватки) Машиах

Мудрецы учат нас, что чтобы спастись от бед и страданий, которые происходят в мире перед приходом Машиаха, мы должны заниматься Торой и гмилут хасадим. Мы понимаем, что заниматься Торой – означает погружаться в изучение Торы и вкладывать в это все силы души, полностью сосредоточившись на этом. Но что означает заниматься добрыми делами (гмилут хасадим)? Это значит – делать безграничный хесед.

Обычно люди думают так: я должен выбрать – либо я занимаюсь Торой, либо делаю хесед. Невозможно исполнять то и другое одновременно, просто не хватит времени! Но то, как, по рассказам очевидцев, вел себя рав Шах в молодости, полностью это опровергает.

Однажды пожилой человек пришел в ешиву Поневеж и сказал, что он учился в хедере с главой ешивы. Ученики попросили его описать им рава Шаха в молодости. И он сказал им: «Я помню, что рав Шах и в юности беспрерывно учился, но я также помню, что он всем всегда старался помогать, беспрерывно делал хесед». Это учит нас, что можно совместить эти два качества: быть еврейским мудрецом и помогать ближним, занимаясь безграничным хеседом!

У нас, учеников ешивы «Эйхаль а-Тора», к счастью, есть перед глазами пример именно такого человека – человека, который обладает величием в Торе и отличается в качестве хеседа. Это наш глава, рав Цви Кушелевский, да продлит Творец его годы и пошлет ему радость от всех его учеников!

Давайте попробуем сейчас поглубже посмотреть на нашу жизнь. Все мы дети праотца Авраама, и в нас заложена эта способность делать безграничный хесед так, как это делал он. Творец забрал от нас рава Арье, потому что Он хочет, чтобы мы все поняли, что еврей, настоящий еврей, должен быть именно таким, каким был рав Арье Купинский.

Как из маленьких поступков складывается величие

Рабанит Якова Купински

Все, кто молился в тот день в этом роковом миньяне, рассказывают удивительные вещи про моего мужа. Все они говорят о том, как Арье, уже серьезно раненый, призывал всех убегать, спасать свою жизнь, в то время как он сам старался задержать террористов и боролся с ними до последнего. И, несмотря на то, что все эти истории казались совершенно неправдоподобными, потому что очень трудно поверить, что возможно проявить такую смелость и самоотверженность в критическую минуту, никто из людей, близко знавших моего мужа, не был удивлен. Буквально все, знакомые с Арье, реагировали на это одинаково.

Все мы повторяли одно и то же: «Конечно! Он так поступил, потому что это Арье!» Были даже люди, которые, узнав, что Арье был одним из праведников, погибших в этой трагедии, сами говорили, что, по-видимому, он боролся до последней минуты с террористами, стараясь спасти всех остальных. Все, кто знал Арье, понимали, что он просто не мог вести себя иначе.

Никто не был удивлен тем, что он совершил, потому что он был воплощением хеседа, всегда готовый помочь каждому, в любой ситуации, как бы сложна она ни была.

Как же человек может заслужить такую репутацию? Как можно достичь такого уровня, что все знакомые с ним были уверены в том, что он был способен проявить безумную храбрость, в одиночку борясь с террористами, в то время как все остальные убегали, спасая свои жизни?

Такую репутацию невозможно заслужить, совершив лишь несколько хороших поступков. Такую репутацию заслуживает только тот, кто постоянно готов прийти на помощь любому еврею. Буквально все в нашем районе и вне его, кто хоть раз встречали Арье, тут же понимали, с кем они имеют дело. Это – просто человек хеседа. Куда бы он ни шел, где бы он ни был, он постоянно что-то тащил на себе, что-то убирал, чистил, организовывал и так далее. На любом кидуше именно он всегда раздавал кугель, именно он убирал синагогу после субботы, переводил детей через дорогу, когда они шли в школу, бесплатно помогал всем соседям, исправлял неполадки, приносил им из магазина тяжелые сумки. Вся его жизнь просто постоянно крутилась вокруг кого-то, кому в данный момент была нужна помощь.

Я хорошо помню, какую дилемму ему было труднее всего решить. Если в субботу было два кидуша в одно и то же время, он не мог решить, на какой из них пойти, потому что он хотел помочь и тем, и этим. Он просто считал себя обязанным помогать каждому и везде!

После того как неожиданно умерла наша дорогая дочь Хая, Арье, вместо того чтобы погрузиться в свою собственную боль, заставил себя, преодолевая горе, или, вернее, используя это горе, как дополнительный стимул, еще больше помогать людям. Еще до того, как это произошло, Арье решил, что каждый рош-ходеш Адар он будет надевать клоунский костюм, переводя детей через дорогу на перекрестках в Ар Нофе, где было самое оживленное движение. Он делал это, чтобы уже в начале месяца Адар евреи в нашем районе смогли лучше ощутить радость и веселье приближающегося праздника Пурим. После того, как в нашей семье произошла эта трагедия, он решил, что он продолжит этот обычай, и к тому же он начал раздавать детям конфеты и сладости, чтобы еще больше их порадовать, и чтобы благословение, которое они произносили, было для возвышения души нашей дорогой дочки. Он также открыл гмах (бесплатный пункт проката) морозильников для поднятия души нашей Хаи. Люди, которые готовились к семейному торжеству, и им было необходимо дополнительное место в морозильнике, обращались к Арье, и он предоставлял в их распоряжение морозильник из гмаха. Он никогда не брал с них денег за доставку, вместо этого он сам привозил им морозильник домой на простой примитивной тачке. Он таскал эти морозильники по крутым дорогам Ар Нофа, и даже втаскивал их на верхние этажи!

Иногда Арье делал что-то действительно необычное, такой огромный хесед, на который только он был способен, но большинство его поступков были очень простыми и естественными, и казались совершенно незначительными. Но после того как он много лет подряд помогал каждому, использовал любую возможность сделать доброе дело, просто искал любой повод для хеседа, он действительно поднялся на такой уровень, что смог использовать даже такое горе, как дополнительный стимул для добрых дел. Так он смог стать человеком, который, не думая о себе, борется с террористами, спасая жизнь других евреев, вместо того чтобы убежать и спасти свою собственную жизнь.

В каждом человеке заложен огромный потенциал, каждый может стать по-своему великим. Иногда у нас возникает возможность совершить что-то действительно значительное, что-то, что может повлиять на ход событий истории, но это случается редко. В нашей жизни нам представляется возможность исполнять заповеди и делать хесед, на который иногда даже не обращают внимания, и за который нас никто не поблагодарит. Но зато именно эти небольшие добрые дела и заповеди помогают нам реализовать потенциал величия, который в нас заложен.

В то роковое утро во вторник погибли четыре праведника. Каждый из них достиг величия в какой-то своей особенной области, каждый по-своему. И в то утро они были вместе, и вместе они смогли объединить весь еврейский народ. Эти четыре праведника и их судьба вызвали волну тшувы евреев во всем мире.

Когда мы вместе, мы можем добиться многого. Точно так же, как, казалось бы, незначительные добрые дела, которые человек совершает ежедневно, проявляют его величие, даже небольшой хесед, который совершает каждый из нас, проявляет величие всего еврейского народа.

И в этом раскрывается огромный потенциал, заложенный в нашем народе, и это то, что поможет привести нашего царя Машиаха.

Мы обязаны делать все, что в наших силах, чтобы приблизить окончательное Избавление – не только ради нас самих, но и для нашего Отца, Творца, который так нас любит и заботится о нас. Мы можем воспринимать только тот отрезок времени, на котором мы существуем, но Творец знает и ощущает боль от страдания, которое пришлось перенести нашему народу за все годы нашего долгого изгнания. Творец разделяет нашу боль, Он с нами во всех трагедиях, которые произошли за эти последние две тысячи лет. Разве не пришло время нам приложить все усилия, чтобы привести в мир окончательное избавление – Геулу – чтобы наш милосердный Отец смог наконец вместо страдания и боли насладиться славой и великолепием.

Перевод Н. Патлас


http://www.beerot.ru/?p=12624