Жизнь продолжается — Факты, послания, свидетельства и чудеса при трагедии в Ар Нофе — Часть 10

Дата: | Автор материала: Рав Даниэль Яаков Травис

1641

Факты, послания и свидетельства очевидцев, а также все те чудеса, которые мы можем осознать после трагедии в Ар Нофе.

Рав Кальман Зеев Левин

Самый великий и самый малый

Эспед рава Даниэля Яакова Трависа

У рава Кальмана Левина было очень много достоинств, но, наверное, главным качеством его характера была необыкновенная скромность. Рав Левин знал всю Тору. Вы могли задать ему вопрос из любой области – будь то Талмуд, алаха или мусар – и он всегда точно знал ответ! В ту же минуту он мог процитировать место, откуда он этот ответ взял! Он всегда делал это настолько естественно, что никто даже и не задумывался над тем, насколько обширны были его познания. Он служил реальным примером словам ло пасак гирса мипумей – «Никогда слова Торы не оставляли его уста».

Несмотря на это он оставался очень скромным человеком. Слова кавод, «почет» – для него просто не существовало. Про таких, как он, сказали наши мудрецы (Шаббат, 105б): «Гадоль бе-хабура», то есть он самый великий в группе мудрецов в бейт-мидраше, но и «катан бе-хабура» – самый маленький среди группы мудрецов, настолько скромно он себя вел. По дороге на похороны племянник рава Кальмана, рав Йеуда Крафт вспомнил, что писал Хафец Хаим: если человек пользуется почетом в этом мире, то это «снимается» с его награды в будущем мире. Всю свою жизнь рав Кальман Левин избегал, буквально бежал от почета. И, конечно же, его награда в будущем мире будет полной!

Служитель Творца

Рав Кальман Левин был настоящим служителем Творца. Он был очень заботливым отцом и всегда старался, чтобы его дети вовремя ложились спать и хорошо высыпались. Однако они рассказывали, что он сам каждый день учился до 2-х часов ночи, и постоянно молился в самом раннем миньяне с восходом солнца.

Рав Левин обладал особым качеством расторопности – зризут. Он делал все с большим энтузиазмом, быстро и решительно, постоянно имея в виду, что и этим он служит Творцу. Он выполнял одну заповедь за другой, следуя по прямому маршруту, как стрела, выпущенная из лука, достигающая своей цели. Было такое ощущение, что каждый его вздох был посвящен Творцу.

Рав Левин возглавлял в своем колеле группу, которая каждую неделю изучала книгу Рамхаля «Месилат Йешарим». И он по-настоящему жил идеями этой книги, наставления мусара были неотъемлемой частью его жизни. Его путь был олицетворением месилат йешарим, пути праведных.

Говоря с Творцом

Рав Левин молился так, как будто он стоял прямо перед Шехиной – Б-жественным присутствием. Во время молитвы он поднимал руки к небу, как бы беседуя с Создателем мира. Я часто молился рядом с ним и был свидетелем того, насколько долгой и сосредоточенной была его молитва, лишь иногда прерываемая невольными слезами.

Каждое слово молитвы он произносил страстно, с такой сосредоточенностью, что казалось, что во время молитвы он боролся с самим собой, стараясь поднять уровень своей веры до полного и абсолютного принятия воли Творца. Он обращался к Творцу, как маленький ребенок, который плачет и просит своего отца о помощи.

Говорят наши мудрецы, что мы должны жить с таким ощущением, как будто каждый день – это последний день нашей жизни. Именно так жил рав Левин, и каждая его молитва, казалось, была его последней молитвой. Накануне его гибели я обратил внимание на то, как он молился, с какой глубиной и сосредоточенностью, и это очень меня тронуло.

Оберегая свою речь

Рав Левин постоянно следил за своей речью, как будто это было опасное оружие. Однажды у нас разгорелся спор по поводу одного из законов шмират а-лашон – о том, как оберегать свою речь от злословия. В конце концов, мы пришли к определенному согласию, и во время нашего спора я увидел, насколько хорошо рав Левин знает все законы чистоты речи, – и не только знает, но и полностью их соблюдает.

Сразу после похорон один из учеников рава Левина встал и с большим чувством стал рассказывать нам, каким великим праведником был рав Левин, как он постоянно учился и работал над исправлением своих качеств. Весь этот день мы оплакивали погибших, но его рассказ вызвал новую волну боли и слез.

И одной из самых потрясающих вещей, о которых он говорил, было именно стремление рава Левина оберегать свою речь от злословия! При нем было просто невозможно злословить, малейшее нарушение законов злословия он тут же пресекал. И одного лишнего слова при нем невозможно было сказать о ком-либо, ведь он настолько хорошо знал эти законы, что они просто были у него в крови.

Истинная вера

Рав Рубин, рав синагоги, где произошла эта трагедия, сказал, что у евреев не принято мстить. Однако принято хоронить людей, погибших и освятивших своей смертью Имя Творца, в их окровавленной одежде. Шах (один из комментаторов Шульхан Аруха, рав Шабтай Коэн) объясняет этот обычай тем, что праведник в своей окровавленной одежде, в которой он освятил Имя Творца, побуждает Всевышнего отомстить за его кровь. Наша обязанность – хранить и защищать, насколько возможно, великую драгоценность, полученную нами от Творца – нашу жизнь, только сам Всевышний отомстит нашим врагам за пролитую кровь.

Наша же задача в этой жизни – с полной верой служить Творцу. Испытания, которые выпадают на нашу долю, это испытания веры. Каждый из нас обязан задуматься о том, что произошло, ведь это учит нас тому, что мы должны укрепиться в нашей вере и, раскаявшись, вернуться к Создателю.

Рав Рубин рассказал, что когда он учился в колеле, удостоился того, что их навестил глава поколения рав Элазар Шах, который в то время был уже в преклонном возрасте. Рав Шах, прочитав первые строки из книги Берешит, подробно объяснил, как Творец создавал мир. Рав Рубин описывал это так: «Сначала я был разочарован, что такой великий в Торе человек рассказывает нам, казалось бы, такие простые и известные всем вещи. Лишь спустя время я понял, сколько в его речи было мудрости, простой и цельной веры в Творца!»

Рав Левин жил этой простой верой, и это проявлялось в каждом его поступке. Его вера была настолько полной и абсолютной, что не оставляла ни тени сомнений. Особенно в последний год жизни, когда так много чудес происходило в Земле Израиля, и так сильно ощущалось Б-жественное провидение – ашгаха пратит. Рав Левин постоянно говорил о чудесах, которые делает нам Творец, и о том, насколько мы уже близки к приходу Машиаха.

Племянник рава Кальмана, рав Йеуда Крафт, рассказал мне об удивительной силе веры вдовы рава Левина. У рава Крафта недавно родился сын, несколько дней назад было обрезание, и его тетя, госпожа Левин, еще не видела его. Вскоре после того, как она услышала о гибели мужа, она нашла в себе силы позвонить племяннику и поздравить его с обрезанием.

Когда семье стало известно о смерти отца, она тут же преодолела свое собственное горе и боль и стала утешать детей: «Вы потеряли отца, но слава Б-гу, у вас еще осталась ваша мама». И все, кто знает рабанит Левин, понимали, что значат эти слова!

Пусть Всемогущий Творец пошлет утешение ей и всем семьям погибших праведников, вместе со всеми вдовами и сиротами народа Израиля!


http://www.beerot.ru/?p=13799