Жизнь продолжается — Факты, послания, свидетельства и чудеса при трагедии в Ар Нофе — Часть 2

Дата: | Автор материала: Рав Даниэль Яаков Травис

1331

История: изнутри и снаружи

Сообщение в новостях радио «Коль Исраэль»: «25 хешвана (18 ноября 2014 года) было обычным утром в Иерусалимском районе Ар Ноф. В местной синагоге «Кеилат Бней Тора», расположенной на улице Агаси, около 30 человек находились посредине утренней молитвы Амида. Этот обычный утренний миньян в нижнем бейт-мидраше начался, как всегда, в 6:25 утра. Трагедия произошла посредине молитвы Амида, когда каждый член общины был погружен в свою тихую молитву. На каждом молящемся были надеты ручной и головной тфилин, и они были покрыты талитами.

6:57 утра. Двое арабских террористов проникают в синагогу с центрального входа. Они кричат: «Аллах акбар!» – «Аллах велик!» Первые выстрелы обрушиваются уже при входе на рава Кальмана Левина, который стоял у кабинета раввина в центральном холле у входа в синагогу. Смертельно раненный рав Левин падает на пол.

6:59 утра. Услышав звуки стрельбы и крики у входа в синагогу за несколько секунд до того, как террористы врываются в молельный зал, некоторые молящиеся, прервав молитву, через левый боковой выход покидают синагогу. Остальные оказались слишком шокированы или находились очень далеко от бокового выхода, чтобы спастись. Некоторые попытались спрятаться за перевернутыми столами. После того как террористы ворвались в молельный зал, они сразу же застрелили наповал рава Авраама Шмуэля Гольдберга и рава Моше Тверского, который продолжал молиться.

7:02 утра. Оставшиеся члены миньяна пытаются укрыться, в то время как террористы продолжают беспорядочную стрельбу. Один из молящихся, 16-летний юноша, сумел бросить в террористов стул, и сам тем временем смог скрыться. Другие члены общины стали переворачивать столы и стендеры. Рав Арье Купинский попытался бороться с террористами. Он привлек их внимание на себя, в это время он кричал: «Бегите, убегайте!» Так он погибает, спасая жизнь своих товарищей.

7:05 утра. Стрельба затихает. Пистолет одного террориста заклинило. Он пытается его починить. Воспользовавшись этой передышкой, еще 14-ти молящимся удается убежать. В это время второй террорист, вооруженный топором для разделки мяса, нападает на оставшихся членов общины. В этот момент около 11 евреев еще остаются в синагоге. Четверо из них уже мертвы или смертельно ранены. Большинство других получили ранения разной степени тяжести.

7:08 утра. Двое полицейских вбегают в синагогу. Завязывается перестрелка.

7:11. Оба террориста застрелены. Один из полицейских смертельно ранен. Сотрудники Ацалы и Маген Давид Адом начинают оказывать помощь раненым.

Взгляд изнутри

Все агентства новостей, радио, телевидение и газеты всего мира посвятили свои первые полосы тому, что произошло в то страшное утро в синагоге «Кеилат Бней Тора» в иерусалимском районе Ар Ноф. Очень многие международные репортажи часто были неточны, а иногда и намеренно лгали. Естественно, израильские и еврейские источники были полны сочувствия и старались дать точный и объективный отчет о происшедшем, хотя и они иногда сбивались на сенсацию, или же описывали события слишком схематично.

Одно было совершенно ясно. Ни те, ни другие не сумели правдиво описать то, что там на самом деле произошло. В этой книге мы поставили себе целью описать с максимальной точностью всю последовательность событий, воспроизвести даже мельчайшие детали того, что и как там происходило, собрав и проанализировав все описания очевидцев и репортажи прессы. Эта рукопись была проверена очевидцами событий. [Некоторые аспекты происходившего там до сих пор остаются неясными, несмотря на все наши усилия прояснить ситуацию. Есть некоторые детали, которые противоречат друг другу. Мы приносим свои извинения всем тем, у кого возникнет ощущение, что мы неправильно описали события, которые им пришлось пережить.]

Помимо неточностей, во всех статьях и репортажах, опубликованных в прессе, был еще один большой недостаток – в них отсутствовал взгляд на происходящее глазами веры. Мы, евреи, верим в то, что все происходящее в мире не случайно и что все, что происходит с нами – и грустное, и радостное – все это от Творца. Поэтому, чтобы действительно увидеть изнутри то, что произошло, нам важно, с одной стороны, дать очень точное, правдивое и объективное описание всех подробностей и привести свидетельства всех находившихся там людей, но с другой стороны, конечно, необходимо увидеть за всем этим руку Творца и попытаться осознать то, что произошло там, с точки зрения верующего еврея. В этой книге мы попытаемся именно так рассказать об этой трагедии.

Насколько бы ни были трагичны репортажи с места событий, впоследствии и в них можно было найти немало описаний мужества, великой милости и прямого вмешательства Творца в происходящее. Это было утро необыкновенных чудес, и, хотя нам, наверное, никогда не удастся понять замысла и планов Творца, чем больше мы узнаем о том, что произошло там этим утром, тем яснее нам открывается, насколько точно выполнялась Его воля в происходившей там трагедии.

И конечно, там не было никаких случайностей.

До начала миньяна

Я сам постоянно участвовал в этом утреннем миньяне, который начинался в 6:25 утра. Уже много лет я молился там, и очень привязался и подружился со всеми, кто были постоянными участниками этого миньяна. Мне так легко представить себе, как они входили в синагогу, как облачались в талиты, наматывали на руку ремешки тфилин – в это ужасное утро во вторник. Ведь я видел это каждое утро…

После того как произошла эта трагедия, многие рассказывали, что планировали прийти на молитву в 6:25, но по каким-то удивительным, необъяснимым причинам, казалось бы, совершенно не зависящим от них, им не удалось это сделать.

Например, рав Акива Нойвирт, сын автора известной всем книги «Шмират Шабат Ке-Илхата», тоже постоянно молился в этом миньяне. Он всегда приходил вовремя, но в это утро он на несколько минут опоздал. В то время, как он уже поднимался по лестнице, направляясь в зал синагоги, он вспомнил, как отец всегда предупреждал его не опаздывать на молитву, и поэтому молодой рав Нойвирт развернулся и пошел искать другой, более поздний миньян.

С другой стороны, рав Кальман Левин, который стал первой жертвой этого террористического акта, почти никогда не молился утреннюю молитву в этом миньяне. В то утро, во вторник, когда он был убит, он пришел в синагогу «Кеилат Бней Тора» после того, как он уже помолился в первом миньяне, который начинается незадолго до появления первого луча солнца, в другой синагоге. Он пришел сюда, чтобы задать раву Ицхаку Мордехаю Рубину, раввину этой синагоги, свой срочный вопрос.

Поэтому он стоял на выходе из зала, в котором проходила молитва, около двери в кабинет рава Рубина, и потому был первым, кто попал под пули террористов, как только они вошли в синагогу.

Рав Левин пришел именно в это время, потому что он знал, что рав Рубин обычно молится в миньяне, который начинается в семь часов, и перед тем как начать молитву, он обычно заходит в свой кабинет, чтобы там облачиться в талит и наложить тфилин. В это утро он задержался и пришел немного позже обычного, когда уже начался погром, и он вообще не стал заходить в свой кабинет. И поэтому вместо рава Рубина, который всегда находился в семь часов у входа, террористы напали на рава Левина, который обычно никогда там не бывал.

Совершенно непонятно, почему один человек был спасен, благодаря тому, что стремился выполнить заповедь, а другой в это время потерял жизнь, исполняя заповедь. Мы не можем понять путей Б-жественного Провидения. Но это никак не означает, что мы не должны обращать внимания на все эти истории, посчитав их простым совпадением или случайностью.

Наоборот, они доказывают нам, что нет случайностей: все, что происходит – только от Творца. То, что, казалось бы, по логике должно было произойти, не произошло, а произошло что-то совершенно непредвиденное и невероятное.

Все средства массовой информации описывали убийства, которые произошли в Ар Нофе, как нечто ужасное и безысходное. Страшные картины этой бойни просто настолько ошеломляют, что человек инстинктивно перелистывает страницу, невольно отворачивается, не в силах выдержать такую трагедию и боль…

И это естественная реакция на совершенное зверство. Но мы, религиозные евреи, не можем и не должны на этом останавливаться. Это слишком поверхностный взгляд. На нас, евреях, лежит обязанность вглядываться глубже даже в самые страшные события нашей жизни, и, осознав их значимость, понять, чему они пришли нас научить. И это было одной из причин, которая заставила нас написать эту книгу. Мы хотим показать вам другую сторону того, что произошло тем утром в Ар Нофе, чтобы вы смогли увидеть, что же скрывается за внешним описанием событий.

Прочтите эти истории, и вы увидите, как совершенно непонятное стечение обстоятельств привело каких-то людей в определенное место и в определенное время – и какая особенная судьба ожидала каждого из них! И чем яснее мы это осознаем, тем лучше мы выполним то, что написано в книге Дварим (4:35): «Тебе дано было увидеть, чтобы ты узнал, что Всевышний – Он Б-г. Нет ничего кроме Него».

Перевод – А. Швальб, Н. Патлас


http://www.beerot.ru/?p=10592