Рав Вольбе — 4 — Пути воспитания — Поведение в обществе

Дата: | Автор материала: Рав Шломо Вольбе

1846

Когда ребенок начинает ходить в садик, нужно учить его находиться в обществе. Учить, как играть с друзьями, как вести себя, когда приходят гости, как общаться с людьми на улице, и так далее. Здесь тоже очень важен личный пример. Ребенок отлично впитывает то, как ведут себя родители, когда принимают гостей, и учится у них.

Помощь и благотворительность

Приучение ребенка к благотворительности, конечно, тоже начинается с того, что ребенок видит дома. Очень желательно приучать ребенка помогать по дому. Если ребенок маленький, пусть помогает немножко, а чем он старше, тем большей помощи от него можно ожидать.

Нехорошо, если ребенок помогает неохотно, воспринимая помощь по дому как тяжкое бремя. Отдавая приказы, мы не приучим ребенка делать добрые дела с желанием и с радостью. Ребенок должен помогать с хорошим настроением. Это получится, если сделать из него «напарника» взрослых, когда он помогает – тогда он почувствует себя уважаемым. Если мама привлекает ребенка к тому, что она делает, а папа привлекает его к своим занятиям, он чувствует себя причастным к тому, чем занимаются взрослые, и гордится этим. У него появляется новый статус в доме, он помогает с удовольствием и привыкает испытывать радость от того, что он кому-то помогает.

В многодетных семьях это происходит естественно, и старшие дети помогают ухаживать за младшими. Они автоматически привыкают помогать и нести ответственность за младших. И это – замечательное воспитание.

Отношение к ближнему и к его имуществу

Рамбам в первой части законов, касающихся воровства, пишет: «Бейт дин должен бить ребенка, попавшегося на воровстве, в соответствии с силами малыша, чтобы воровство не стало для него привычным. Так же следует поступать в случае нанесения ребенком другого ущерба».

Комментатор Рамбама «Магид Мишна» пишет, что этому нет источника в Гемаре, однако это – вещь очевидная. И добавляет, что тот же Рамбам в споре о том, должен лиБейт дин вмешаться, если видит ребенка, который ест некошерную пищу, считает, что не должен. Почему? Не вмешиваются в случае нарушения запретов по отношению ко Всевышнему. Но если дело касается нарушения запретов по отношению к другому человеку, необходимо вмешаться, чтобы ребенок не стал причиной ущерба.

У заповедей, регламентирующих отношения между людьми, есть особый статус. Когда ребенок что-то ломает или ворует, Рамбам повелевает бить его, чтобы воспрепятствовать совершению этого поступка.

Если Бейт дин должен так себя вести, то тем более – родители ребенка. Нужно обращать особое внимание на поступки детей по отношению к другим людям. Ребенок должен приучиться бережно относиться к тому, что ему не принадлежит, не трогать чужие вещи, не портить их и так далее. Обычно этому учатся в садике, в обществе других детей, но, конечно же, родители тоже должны обращать на это внимание. Сколько раз бывает, что дети едут в автобусе, и когда туда заходит пожилой человек, они и не думают встать и уступить ему место. Это говорит о недостатке воспитания в школе, где ребенок учится, но, безусловно, это указывает и на пробелы в воспитании дома. Родители должны приучить ребенка обращать внимание на других людей, так, чтобы, оказавшись в описанной ситуации, ребенок сразу увидел, что он должен встать и уступить место, и сделал это охотно и с радостью.

Когда братья и сестры ссорятся друг с другом, это – другое дело. Здесь надо позволить им самим разобраться, если, конечно, они не причиняют друг другу серьезного ущерба. Это нормальное явление, и дети должны научиться справляться самостоятельно. Вмешательство взрослых в такой ситуации обычно приводит к тому, что по крайней мере один из детей чувствует себя уязвленным. Как сказал Рош: «Не вмешивайся в чужую ссору. Возможно, что в итоге они помирятся, а тот, кто вмешался, останется в натянутых отношениях с обоими».

Вопросы

Приходит возраст, когда дети начинают задавать вопросы. К детским вопросам надо относиться серьезно, и отвечать по делу. Если ребенку все время говорят: «Тебе этого не понять», «Подрастешь – узнаешь», «Не задавай глупых вопросов», то тем самым просто убивают его любознательность. Ребенок хочет знать, а родители, вместо того чтобы развить это желание, подрезают его на корню.

Надо радоваться тому, что ребенок задает вопросы, и отвечать ему в соответствии с его уровнем понимания. Даже если его вопросы приводят родителей в смущение, необходимо отвечать, насколько это возможно, и относиться к этому со всей серьезностью.

Синагога и молитва

Здесь необходимо предостеречь родителей, чтобы не приводить детей в синагогу слишком рано. Маленький ребенок совершенно не понимает, что происходит в синагоге. Он не понимает порядка молитвы, не умеет читать по молитвеннику и, понятное дело, не молится. В синагоге можно видеть детей, которые слоняются без дела в течение всей молитвы, сами не молятся, и другим мешают молиться так, как надо. Обычно маленькие дети в синагоге занимаются тем, что носятся, играют и мешают взрослым молиться.

Но то, что они мешают взрослым, еще не самое страшное. Самое страшное – это ущерб их воспитанию. С того момента, как ребенок впервые попадает в синагогу, он должен знать, что это – особенное место. Он должен испытывать трепет перед Храмом. Нужно, чтобы он почувствовал, что здесь – не место для игр. Если он еще слишком мал, чтобы можно было ожидать от него подобающего поведения, значит, его еще рано брать в синагогу. Чем позже состоится его первый визит в синагогу, чем лучше он осознает то, что там происходит, тем лучше будет его воспитание, и тем правильнее будет его отношение к синагоге в течение всей его жизни. [Есть хейдеры, в которых принято наставление рава Яакова Каменецкого. Там в начальных классах с детьми учат только утренние благословения и чтение Шма. И лишь к семи годам учат детей молиться полностью, к этому времени они уже немножко понимают суть молитвы, и тогда в будущем они молятся как следует. В более раннем возрасте молитва превращается для детей в тяжкое бремя, она тяготит их, и они увиливают от нее под любым благовидным предлогом.] Если ребенок начал ходить в синагогу в очень юном возрасте, и синагога превратилась для него в игровую площадку, будет непросто изменить его привычки и привить ему чувство трепета перед Храмом. Часто можно увидеть нежелательное явление, когда дети вертятся вокруг ковчега Торы, рядом с возвышением. В Рош а-Шана, во время трубления в шофар, они смеются, если трубящему не удается протрубить, как надо. Позволять детям так себя вести – безответственно со стороны родителей. Это разрушает ощущение трепета перед Храмом, которое должно быть у ребенка. И кто знает, удастся ли это когда-либо исправить.

Бывает, что папа берет детей в синагогу, чтобы мама смогла отдохнуть. То есть использует синагогу в качестве детского сада. Так можно лишь испортить ребенка. Безусловно, надо давать маме возможность отдыхать, но нельзя искать решение этой проблемы в синагоге.

Если все же ребенка привели в синагогу, надо зорко следить, чтобы описанные выше явления не случались с ним. Отец должен следить за ребенком, не отпуская его от себя ни на шаг.

Еще один момент, на который следует обратить внимание, это то, в какую синагогу мы берем детей. Очень нежелательно брать ребенка в синагогу, в которой принято разговаривать во время молитвы. Молиться надо в серьезном месте, чтобы эта серьезность запечатлелась в памяти ребенка. Не имеется в виду, что молиться с ребенком надо обязательно в ешиве. Наоборот, в ешивах обычно молитва более длинная, а ребенку тяжело долго молиться, тяжело тихо себя вести в течение длительного времени.

Нужно найти синагогу, удовлетворяющую следующим требованиям: упорядоченная молитва, не слишком длинная, но и не слишком короткая, отсутствие разговоров во время молитвы и чтения Торы.

Поход в синагогу должен быть наградой для ребенка. Если он хорошо себя вел, если он продемонстрировал, что умеет хорошо себя вести, тогда его берут в синагогу. Это повышает значимость синагоги в его глазах. Синагога не превращается в место времяпрепровождения.

В молитве еврея должна быть задействована душа. Если ребенка заставляют заученно молиться, возможно, наказывая за то, что он не молится, то тем самым прививают ему отвращение к молитве. Позднее, когда он повзрослеет, у него не будет никакой душевной связи с молитвой, и виноваты в этом будут родители, которые заставляли его молиться в юном возрасте.

Перевод – Х. Берман


http://www.beerot.ru/?p=15926