Зоар и Аризаль о великом искуплении в дни Элуля и Слихот

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

1542
цдака
Из книги Йесод ве-Шореш а-Авода (10.4) с сокращениями рава Александра Зискинда

В дни слихот, которые являются частью дней трепета, … следует по возможности давать цдаку.

Аризаль добавил ещё одно исправление для души: «грехи свои цдакой искупи» (Даниэль 4:24).

Следует преумножить благотворительность насколько это только возможно. Это величайшее исправление и в другие периоды, но в Дни Трепета особенно.

Величие благотворительности обсуждается в святой книге «Зоар» и в части «Тикуним», я процитирую здесь очень кратко несколько отрывков из святой книги «Зоар», но перед этим приведу отрывки из Святого Талмуда в укороченном виде, чтобы облегчить чтение.

Приводится в первой главе трактата «Бава батра» (10): «толковал Раби Достай сын Раби Йаная: посмотри, Всевышний проявляет Себя не как плоть и кровь. Свойство плоти и крови: кто-либо приносит дар царю — неизвестно, примет он этот дар, или нет. И даже если примет, неизвестно, покажется ему царь, или нет. Не так Всевышний.

Человек, который даёт монету бедняку, удостаивается созерцать лик Шехины, как сказано: «Я в справедливости (давая цдаку) созерцать буду лик Твой» (Теилим 17:15).

Сказал Раби Йоханан: что означает сказанное «Заимодавец Г-спода — милующий бедного, и за его благодеяние Он уплатит ему» (Мишлей 19:17). Если бы это не было написано в Писании, нельзя было бы так говорить: как будто бы «должник раб заимодавца» [здесь должник это Всевышний!] (там 22:7). Даже бедняк, живущий за счет подаяний, пусть занимается благотворительностью.»

Школа Раби Йишмоэля говорит: каждый, кто отделяет часть своего достояния для благотворительности, спасается от приговора в аду.

Раби Аси сказал: «эта заповедь равна всем остальным заповедям вместе взятым». И в награду за эту монету, которую он даёт бедняку, получает благословение. А если нет у него монеты, чтобы дать, но успокаивает его словами — получает ещё большее благословение. И сказано (там): «сказал раби Йицхак: ’каждый, кто даёт монету бедняку, получает шесть благословений’, а тот, кто успокаивает его словами, получает одиннадцать благословений.’» А если кто-то не хочет давать, то велика награда заставляющего его, как сказано (там): «сказал раби Элиэзер: ’велик тот, кто заставляет более, чем тот, кто делает сам, как сказано …’». Учил Хия бар Рав из Дифтей: «каждый, кто прячет глаза от благотворительности, как будто служит идолам…». Сказал раби Йицхак: «каждому, кто стремится давать цдаку, Всевышний предоставляет порядочных людей, нуждающихся в этом». Раби Йеошуа бен Леви говорит: «удостаивается сыновей мудрых, богатых, знающих; цдака обогащает человека, как сказано (Мишлей 11:24): «есть такой, который раздаёт, и добавляется ему». Сказал Раби Йицхак (Рош а-Шана 16б): «четыре вещи разрывают приговор человека, и вот они: цдака, крик (в молитве), изменение имени и изменение поступков. Цдака, как сказано (Мишлей 10:2): «а цдака спасет от смерти».

И сказано также (Бава Батра 10а): «Он говорил: ’десять тяжелых вещей создаются в мире, и смерть тяжелее всего, а цдака отменяет её, как сказано «а цдака спасет от смерти».

Учили (Шабат 151б): «сказал Рабан Гамлиэль сын Реби: что означают слова (Дварим 13:18): ’и дал тебе милость и смилостивился над тобой’? Каждого, кто жалеет людей, жалеют с Небес. А того, кто не жалеет людей, не жалеют с Небес.»

(Вайикра Раба 34:8) Сказал Раби Симон от имени Раби Йеошуа бен Леви: «бедняк делает хозяину больше, чем хозяин делает бедняку».

(Трактат Сукка 49б) Сказал Раби Элазар: «цдака — это больше всех жертвоприношений».

А в Святой Книге «Зоар» (гл. Вайера, лист 104а) написано: «Раби Элазар говорит: ’посмотри, как Всевышний управляет всеми Своими созданиями по милости Своей, и тем более теми, что идут Его путями. Ведь даже в то время, что Он хочет судить мир, Он даёт возможность тому, кто любит Его, заслужить прощения каким-либо способом, так, что тот никогда не подвергается суду. Ведь учили мы: когда Всевышний любит человека, Он посылает ему подарок. Что за подарок? Бедняк! Чтобы с его помощью у человека появилась заслуга. И так как у него появляется заслуга, Всевышний протягивает ему нить милосердия, которая протягивается с правой стороны, и осеняет его голову и оставляет на нем отпечаток, для того, что бы, когда мир постигнет суд, остерёгся губитель вредить ему, так как поднимет глаза и увидит ту отметку – и тогда уйдет от него и будет осторожен с ним. Поэтому заранее дал ему Творец то, благодаря чему он этого удостоится.

Кто удостаивается оказывать благодеяния людям, когда суд царит в мире, тому Творец помнит оказанное им благодеяние.»

И так написано на листе 109а:

«Всякий человек, кто скупится давать бедняку, не заслуживает существования в этом мире и, к тому же, нет ему жизни в мире грядущем. Всякий же, кто добросердечно относится к бедняку, заслуживает жизни в мире, и мир будет существовать благодаря его заслугам, и дается ему жизнь и долголетие в мире будущем.»

Глава «Микец», лист 201а:

Рабби Шимон сказал: «Когда душа выходит из этого мира, судится она несколькими судами, прежде чем придет на свое место. После этого все эти души должны перейти реку Огненную, которая нисходит и течет, и омыться там. И кто же встанет там и перейдет реку Огненную без страха?.. И тот, кто совершает благодеяния в этом мире и дает из достояния своего на цдаку, переходит реку Огненную и не боится. И разносится воззвание над этой душой: «И истязал Я тебя [за грехи], но больше мучить не стану» – потому, что для того, кто удостоился перейти реку Огненную, нет больше никакого суда».

Бехукотай (лист 113б):

«Заплакал рабби Шимон и сказал: «Горе им, тем людям, которые не знают и не оберегают величия своего Господина. Ибо кто делает Святое Имя каждый день? … «Тот, кто дает цдаку неимущим»…

И тот, кто дает цдаку неимущим, делает наверху Святое Имя совершенным как подобает, поскольку цдака – это Древо жизни.»


http://www.beerot.ru/?p=88005