Введение в законы Шаббата — Порядок изготовления частей Шатра Откровения — Работа «строить»

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Данциг

1631

(34) Работа «строить»

Работа «строить» (בּוֹנֶה – боне) заключена в возведении здания или даже самой небольшой его части. Это основная работа – ав мелаха (Шаббат, 12:1, 102б; Рамбам, Шаббат 10:12; «Мишна Брура», 315:17).

Эту работу выполняли при установке самого Шатра Откровения, как написано (Шмот, 40:18): «И воздвиг Моше шатер…» (см. «Мишнат а-Шаббат», 38).

Работа «строить» выполняется не только при возведении такого крупного строения как дом или стена. Но даже если человек вырыл яму для того, чтобы в ней что-то хранить, он ответственен по закону Торы за нарушение запрета «строить» (Шаббат, 102б; «Хаей Адам», 39:1/5/; «Орхот Шаббат», 8:7). А если ему нужна не сама яма, а только выкопанная земля, то это запрещено мудрецами (Шаббат, 73б; «Хаей Адам», Шаббат, 40:2).

Запрет «строить» нарушается и в том случае, когда выравнивают грунт или закапывают ямки в помещении с земляным полом (Шаббат, 73б; Рамбам, Шаббат, 10:12), а также при подготовке земли к строительству.

Работа боне совершается и тогда, когда проделывают отверстие в стене, чтобы использовать его в качестве окна или входа, а также когда заделывают существующее отверстие (Рамбам, Шаббат, 10:14; «Хаей Адам», Шаббат, 41:1, 6). Но разрешено заткнуть отверстие в стене вещью, которую не принято навсегда оставлять в подобных местах, – например, одеждой. Однако вещью, которую обычно оставляют там, запрещено завешивать или затыкать даже временно, поскольку этим как бы добавляют к постоянному строению новую деталь. Поэтому если разбилось окно, его можно завесить одеялом или другой подобной тканью («Хаей Адам», 39:8-9; «Зихру Торат Моше», 41:2; «Мишна Брура», 313:3). Но запрещено закреплять это одеяло кнопками и т.п. материалами, так как в таком случае оно становится «дополнением к зданию» («Орхот Шаббат», 8:26).

Работой «строить» является и установка окон или дверей на предназначенные для них петли («Хаей Адам», 39:1/3/ и 39:13). Запрещено также закреплять на двери или окне отлетевшую от них ручку («Орхот Шаббат», 8:16).

Производной работой (толада) от основной «строить» является возведение шатра (или палатки) на длительный срок, оэль кавуа (Рамбам, Шаббат, 10:13; «Шулхан Арух», 315:1, «Мишна Брура», 1) – т.е. как минимум на несколько дней («Мишна Брура», 315:32). Но остроконечный шатер, размер крыши которого меньше «ладони» (тефаха), считается «временным шатром» (оэль арай), даже если его установили на несколько дней («Шулхан Арух», 315:8, «Мишна Брура», 32).

Мудрецы запретили устанавливать даже «временный шатер» (оэль арай), чтобы люди не стали устанавливать постоянных шатров (Рамбам, Шаббат, 22:27; «Шулхан Арух», 315:1, «Мишна Брура», 315:35). Это запрещено, даже если натянули просто навес, чтобы защититься от солнца или от дождя – вообще без стен («Мишна Брура», 315:2, 17).

Вместе с тем, разрешено делать добавление к временному «шатру» – например, растягивать защищающее от солнца или дождя покрывало, если в канун Шаббата оно было натянуто хотя бы на «ладонь» (тефах), не считая ширину самого рулона в который оно скатано (Рамбам, Шаббат, 22:27; «Шулхан Арух», 315:2). Так, разрешено растянуть простыню над коляской или колыбелью младенца, если до Шаббата она была натянута на «ладонь», тефах – 9,6 см. по Хазон Ишу или 8 см. в соответствии с мнением р. Х. Наэ («Хаей Адам», Шаббат 42:3; «Орхот Шаббат», 9:5).

Мудрецы запретили устанавливать в Шаббат даже временные перегородки (без крыши) – например, вывешивать ткань или ставить ширму, но только в том случае, если эта перегородка изменит законодательный статус помещения и сделает разрешенным что–либо, запрещенное без нее. Так, запрещено делать недостающие стены сукки (шалаша), и даже из ткани, которую привязывают сверху и снизу, если благодаря этой стене сукка становится пригодной для выполнения заповеди «жить в сукке» (например, было только три стены, а он сделал четвертую). Но если он не привязал также и снизу, чтобы ткань смогла удержаться в натянутом положении на обычном ветру, это не считается «перегородкой» и совершенно не влияет на статус сукки – поэтому это не запретили («Хаей Адам», 39:4; «Мишна Брура», 315:4).

Запрещено держать в руке зонт, защищающий от дождя или солнца, ведь при этом создается «временный шатер» («Хаей Адам», 42:6; «Беур Алаха», 315:8, «Тефах»; «Орхот Шаббат», 9:6/10/). И есть законоучители, запрещающие также одевать в Шаббат шляпу с широкими полями («Шулхан Арух», 301:40-41), но только в том случае, если поля очень твердые и не гнутся. Однако в этом вопросе принято облегчать («Мишна Брура», 301:151-152; «Орхот Шаббат», 9:44).

По мнению ряда авторитетных законоучителей, запрет Торы «строить» в ряде случаев относится также к домашней утвари — келим (Тосафот, Шаббат, 102б). И тот, кто соединил части утвари или изготовил ее полностью, ответственен по закону Торы за совершение производной работы от основной боне. Например, тот, кто соединяет деревянный предмет с деревянным предметом – гвоздем или с помощью клина, а также закрепляет топор на топорище и т.п. (Рамбам, Шаббат 10:13; «Хаей Адам», 39:1/8-9/, 44:1). И если у стула отвалилась одна из ножек, ее запрещено закреплять («Зихру Торат Моше», 41:17). А в месте, где обычно принято соединять накрепко (например, ножку стула или стола), запрещено соединять даже слабо (Рамо, 313:6, «Мишна Брура», 48; «Орхот Шаббат», 8:48:1). Но там, где не принято закреплять, разрешено сделать «слабое соединение». Например, можно раздвинуть субботний стол, вставив дополнительные части столешницы – ведь это «слабое соединение» («Орхот Шаббат», 8:51).

А если мебель достигает размера «локоть» на «локоть» при высоте в три «локтя» (объем сорок сэа), то к ней в полной мере относится закон о «строении», а не закон об «утвари» («Хаей Адам», Шаббат, 44:1). И если утварь даже меньшего размера прикреплена к стене или полу дома, она тоже рассматривается как часть здания («Орхот Шаббат», 8:9).

Мудрецы запретили заплетать волосы в косу или в сложную прическу, так как это «похоже на строительство» («Шулхан Арух», 303:26, «Мишна Брура», 303:82).

 (35) Работа «разрушать»

Следующая работа «разрушать» (סּוֹתֵר – сотер) заключена в разборке или разрушении целого строения или его части.

При переходах по Синайской пустыне сыны Израиля разбирали Шатер Откровения, чтобы затем установить его на новой стоянке. В связи с этим разрушающий строение ответствен по закону Торы за нарушение запрета «разрушает» только в том случае, если он демонтирует строение ради того, чтобы что-то построить на этом месте или из этого материала, – так, как это было с Шатром Откровения (Шаббат, 31б; «Мишнат а-Шаббат», 39). Это и есть основная работа, ав мелаха (Рамбам, Шаббат, 10:15). А мудрецы запретили разрушать даже без намерения строить.

Всё, что запрещено в Шаббат строить, запрещено также и разрушать («Хаей Адам», 39:1) – например, запрещено снимать с петель окна и двери дома (там же 43:1; «Зихру Торат Моше», 41:4).

Производной работой от основной «разрушать» является разборка установленного надолго шатра (оэль кавуа). А мудрецы запретили разбирать даже «временный шатер», оэль арай (Рамбам, Шаббат, 10:15; «Мишна Брура», 315:1).

И так же, как запрещено собирать домашнюю утварь и инструменты (т.е. «строить» их), запрещено их разбирать – например, вынимать топорище из топора, и нарушитель ответственен по закону Торы за совершение производной работы от основной сотер («Хаей Адам», 39:1).

В составных предметах, сделанных так, что их крышка открывается посредством отвинчивания, разрешено отвинчивать эту крышку или крепящий винт, ведь эти предметы приспособлены, чтобы таким образом их всегда открывали и закрывали. Однако те предметы, которые, хотя и соединены с помощью завинчивания, но не предназначены для того, чтобы их постоянно разбирали, запрещено разбирать («Зихру Торат Моше», 41:16).


http://www.beerot.ru/?p=38806