В трактате Шаббат (88а) написано, что великая заслуга еврейского народа заключалась в том, что, когда Всевышний давал Тору, они сначала сказали (Шмот 24:7) «сделаем», и только потом сказали «изучим». Рав Йосеф Дов Соловейчик из Бриска (Бреста) объясняет, в чем именно заключалась заслуга еврейского народа:
Для того, чтобы выполнять заповеди, необходимо знать, как их выполнять. Следовательно, заявление «сделаем» уже включает в себя обязанность изучать Тору с целью ознакомления с деталями заповедей. В чем же тогда заключался смысл второго заявления – «изучим»? В том, что народ принял на себя изучение Торы как дополнительную заповедь, не обязательно связанную с практическим выполнением того, что написано в Торе. Таким образом, понятие «изучение Торы» разделяется на два аспекта: изучение и знание практического закона, и изучение и знание тех аспектов Торы, которые не являются актуальным законом и не всегда выливаются в практические действия.
Написано о словах Торы (Дварим 11:19): «И обучайте им сыновей своих». Из этого Талмуд выводит три аспекта освобождения женщин от заповеди изучения Торы:
- У женщин нет обязанности изучать Тору.
- Тора освобождает женщин от заповеди обучать своих детей Торе.
- Мужчина не обязан обучать своих дочерей Торе.
Все это относится только ко второму аспекту изучения Торы. Что касается практических знаний, женщина обязана знать законы, и родители обязаны обучать своих дочерей знанию и исполнению закона. Ведь иначе она не сможет выполнять их и не сможет жить по Торе! По мнениям многих авторитетов, именно из-за этого женщины произносят благословение на изучение Торы каждое утро.
Кроме изучения практических законов, женщинам подобает изучать письменную Тору («Танах»), книги, связанные с вопросами мировоззрения и морали, и другую литературу, благодаря которой они смогут приобрести страх перед небесами.
(По «Алихот бат Йисраэль» 9:1-3)
Что касается обязанности обучать детей Торе, по букве закона, женщина, которая по какой-то причине растит детей без мужа, не обязана обучать своих сыновей Торе, или оплачивать их обучение. Тем не менее, совершенно очевидно, что если она хочет вырастить хороших и б-гобоязненных детей, ей следует послать их в религиозные учебные заведения, которые преподают Тору на высоком уровне. Нет никаких сомнений, что мать, которая так поступит, ожидает ее великая награда, как в этом мире, так и в мире грядущем. (Этот вопрос будет обсуждаться более подробно в ближайших выпусках, с Б-жьей помощью.)