Пергамент — СТАМ

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

1966

Вопрос: Мой сын настаивает, чтобы я покупал только тефиллины и мезузы, написанные на пергаменте, сделанном вручную. Это называется клаф аводат яд. Так ему сказал его учитель в Израиле. Я спросил об этом своего приятеля-писца. Он сказал мне, что в этом нет никакой необходимости. Во-первых, объясните мне, пожалуйста, что такое «пергамент, сделанный вручную». Во-вторых, кто из них прав?

Ответ:

Действительно, на рынке СТАМ продаются два вида пергамента: «машинный пергамент» (клаф мехона) и «ручной пергамент» (клаф аводат яд).

Давайте попытаемся объяснить, чем они отличаются, и понять, что это означает с точки зрения алахи.

Для того чтобы шкура животного приобрела статус клаф, она должна пройти обработку, которая называется ибуд. До того, как шкура проходит эту обработка, она именуется дифтера, а не клаф.

СТАМ (свитки Торы, тефилины и мезузы) должны быть написаны именно на клафе, а не на дифтера. То, что написано на необработанной коже, некошерно.

Обработка состоит из нескольких стадий, большинство из них сводится к вымачиванию кожи в разных веществах, состав которых известен нам из слов мудрецов Талмуда (см. Мегила, 19а). Когда этот процесс оканчивается, мы получаем клаф.

Но есть еще один чрезвычайно важный закон: обработка должна быть сделана лишма, со специальным намерением использовать данный пергамент для выполнения заповеди СТАМ. Если обработка была произведена без соответствующего, желательно, словесного, посвящения, то получившийся в ее результате пергамент будет некошерным. [Примечание переводчика. То же самое требование предъявляется к цицит, маце и некоторым другим предметам, необходимым для выполнения заповедей. Поэтому с появлением машинной мацы возник аналогичный вопрос – можно ли считать, что маца, которую печет автомат, удовлетворяет требованию лишма только за счет того, что при нажатии кнопки рабочий произносит: «во имя производства мацы, необходимой для выполнения заповеди».]

Примерно до середины 20-го века был только один вид пергамента – сделанный вручную, по той простой причине, что машин для необходимой обработки кожи просто не существовало. Но потом, благодаря прогрессу техники появилась возможность автоматизировать процесс обработки.

В прошлом обработка заключалась в том, что мастер наполнял чаны необходимыми веществами и размешивал эти вещества, пока смесь не густела. Потом он клал в них кожу «лишма» (специально для того, чтобы использовать ее для выполнения заповеди). Кожа находилась в чане 8-9 дней. К этому времени большая часть шерсти выпадала сама. Потом кожу вытаскивали и соскребали с нее оставшиеся волоски. Потом кожу снова помещали в чан еще на 3-6 дней, в зависимости от ее размера, и на этом процесс обработки заканчивался. Готовый пергамент мыли и зачищали, и его можно было использовать для написания СТАМ.

Но с появлением современных технологий в мир пришел более быстрый и простой метод обработки.

Используется огромный бассейн, оснащенный специальной электрической мешалкой. Рабочий наполняет его химикалиями и веществами, необходимыми для ибуда, говорит «во имя святости СТАМ», забрасывает туда шкуру, нажимает кнопку – и вся процедура обработки занимает в три раза меньше времени!

Но самое большое преимущество этого метода заключается в том, что в результате получается гораздо более качественный пергамент. Грубый, неровный пергамент, которым раньше пользовались писцы, не идет с ним ни в какое сравнение!

Поэтому неудивительно, что машинный пергамент приобрел огромную популярность. До недавнего времени почти весь пергамент на мировом рынке СТАМ был сделан с помощью машины.

И хотя законоучители не приняли новые методы с полным спокойствием и уверенностью, такой пергамент стал почти единственным вариантом, так как на пергаменте старого типа было трудно писать, и из-за его твердости буквы часто трескались. Поэтому новый пергамент превратился в общепринятый обычай.

Тем не менее, из-за того, что некоторые великие мудрецы нашего времени не приняли новый вид пергамента, некоторые производители пергамента все же пытались сделать более качественный ручной пергамент. Медленно, но верно они достигли в этом успехов. С улучшением качества рос и спрос. В наши дни все крупные производители пергамента продают также ручной пергамент.

Сегодня пергамент, сделанный вручную, не уступает по качеству машинному пергаменту. Писец, который говорит, что не может писать на ручном пергаменте, скорее всего просто никогда не пробовал это делать. Услышав призывы мудрецов, в последние годы многие писцы перешли на ручной пергамент. Они говорят, что переквалификация занимает пару недель. Потом все идет хорошо.

Что касается алахического статуса машинного пергамента, по этому поводу есть несколько мнений.

  1. Рав Нисим Карелиц считает, что это меудар [высокий уровень кашерности] (חוט שני, שבת ח״ד עמ’ שפ״ז). Тем не менее, он считает, что ручной пергамент – это более высокий уровень.
  2. Рав Шмуэль Вознер считает, что это кошерно, но не меудар [שבט הלוי ח״י סי’ קע״ג להבדיל בין חיים לחיים].
  3. Рав Йосеф Шалом Элияшив считает, что машинный пергамент – это бидеавад (то есть им можно пользоваться только при отсутствии альтернативы).

Вывод из всего, что было сказано, такой: стоимость ручного пергамента почти не отличается от стоимости машинного. Возможно, что нет необходимости пользоваться ручным пергаментом. Тем не менее, очевидно, что тот, кто хочет приобрести продукцию высокого уровня кошерности, должен требовать ручной пергамент.

(Рав Реувейн Мендлович, «Inside סת״ם», вопрос 10)


http://www.beerot.ru/?p=15346