«Женская» Тора

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

624
Photo by menachem weinreb on Unsplash

У современных людей, выращенных на понятиях равенства и эмансипации, часто возникают вопросы, связанные с правами и обязанностями женщин с точки зрения Иудаизма. Почему роль женщины отличается от роли мужчины? Каков источник этих различий? Почему женщины не изучают Тору наравне с мужчинами. Данная статья — это очень краткое введение в вопрос взаимоотношения женщин и Торы.

Должны ли женщины изучать Тору?

В трактате Шаббат (88а) написано, что великая заслуга еврейского народа заключалась в том, что, когда Всевышний давал ему Тору, он сначала сказал (Шмот 24:7) «сделаем», и только потом сказал «изучим». Рав Йосеф Дов Соловейчик из Бриска (Бреста) объясняет, в чем именно заключалась заслуга еврейского народа:

Для того, чтобы выполнять заповеди, необходимо знать, как их выполнять. Следовательно, заявление «сделаем» уже включает в себя обязанность изучать Тору с целью ознакомления с деталями заповедей. В чем же тогда заключался смысл второго заявления, «изучим»? В том, что народ принял на себя изучение Торы как дополнительную заповедь, не обязательно связанную с практическим выполнением того, что написано в Торе. Таким образом, понятие «изучение Торы» разделяется на два аспекта: изучение и знание практического закона, и изучение и знание тех аспектов Торы, которые не являются актуальным законом, и не всегда выливаются в практические действия.

Написано о словах Торы (Дварим 11:19): «И обучайте им сыновей своих». Из этого Талмуд выводит три аспекта освобождения женщин от заповеди изучения Торы:
  1. У женщин нет обязанности изучать Тору.
  2. Тора освобождает женщин от заповеди обучать своих детей Торе.
  3. Мужчина не обязан обучать своих дочерей Торе.

Все это относится только ко второму аспекту изучения Торы. Что касается практических знаний, женщина обязана знать законы, и родители обязаны обучать своих дочерей знанию и исполнению закона. Ведь иначе она не сможет выполнять их, и не сможет жить по Торе! По мнениям многих авторитетов, именно из-за этого женщины произносят благословение на изучение Торы каждое утро.

Кроме изучения практических законов, женщинам подобает изучать письменную Тору («Танах»), книги, связанные с вопросами мировоззрения и морали, и другую литературу, благодаря которой они смогут приобрести страх перед небесами. (По «Алихот бат Йисраэль» 9:1-3)

Что касается обязанности обучать детей Торе, по букве закона, женщина, которая по какой-то причине растит детей без мужа, не обязана обучать своих сыновей Торе, или оплачивать их обучение. Тем не менее, совершенно очевидно, что, если она хочет вырастить хороших и Б-гобоязненных детей, ей следует послать их в религиозные учебные заведения, которые преподают Тору на высоком уровне. Нет никаких сомнений, что мать, которая так поступит, ожидает великая награда как в этом мире, так и в мире грядущем.

Роль женщины в изучении Торы

Как было сказано выше, в изучении Торы есть два аспекта: изучение с тем, чтобы знать законы, и изучение ради приобретения знаний Торы, даже когда эти знания не выливаются в конкретные действия. Женщины обязаны изучать законы, мораль и мировоззрение Торы, но на них не возложена обязанность приобретать знания Торы, неприменимые в повседневной жизни. Эта величайшая заповедь была дана только мужчинам.

Книги Мидраша и Талмуд в нескольких местах обсуждают, сколь велика заслуга женщины, которая помогает своему мужу изучать Тору, и поощряет его отказаться от материальных благ в пользу духовного роста. Она становится партнером мужа, и разделяет с ним награду, которую он получает за занятие Торой.

По букве закона, женщина не обязана обучать сына Торе, или платить за его обучение. Тем не менее, Талмуд утверждает, что женщины получают удел в будущем мире именно благодаря тому, что отправляют своих мужей и сыновей изучать Тору.

Даже женщина, у которой не возникает необходимость оплачивать обучение своего сына, может сделать очень много для того, чтобы у сына появился интерес, желание и любовь к изучению Торы.

Кто обучает женщин Торе?

Как было сказано выше, родители не обязаны обучать своих дочерей Торе. Важно помнить, что это не относится к воспитанию девочек в духе Торы, обучению их выполнять заповеди, и т. п. Поэтому родители обязаны дать своим дочерям возможность изучать те части Торы, которые изучают женщины, а именно, Письменную Тору, законы, вопросы мировоззрения и морали. Сегодня, когда очень мало кому удается дать детям адекватное домашнее образование, эта обязанность выражается в том, что родители должны отправить своих детей, в том числе дочерей, в хорошую школу, которая воспитает их должным образом, и даст им необходимые знания.

Автор книги «Пеле йоэц» пишет, что муж обязан следит за тем, чтобы его жена знала и выполняла законы. Если же он видит, что его жена нарушает законы Торы, он должен мягко и деликатно напомнить ей, как следует поступать по закону. Кроме того, муж должен напоминать своей жене о таких запретах как злоязычие, гнев и раздоры. (Но мужчина, который делая замечания своей жене, сам нарушает эти запреты, достигает противоположного эффекта. Тот, кто действительно хочет, чтобы его семья функционировала в соответствии с законами Торы, должен в первую очередь проверить, как воспринимаются его слова, не обижают ли они его жену и детей. Замечания следует делать только будучи уверенным, что они вызовут положительную реакцию.)

Известно, что великий праведник Рав Йосеф Хаим Зонненфельд каждый день изучал со своей женой раздел Шулхан Аруха Орах Хаим, в котором разбираются законы, необходимые в повседневной жизни. Каждый муж может взять с него пример, и выбрать определенное время для изучения Торы со своей женой.

Нет заповеди обучать девочек или женщин Талмуду. Но женщина, которая заинтересована в изучении Талмуда, может изучать его. Сам Талмуд упоминает несколько женщин, которые обладали обширными знаниями в Торе. (По «Алихот бат Йисраэль» 9:1-4-7).

Заслуга женщины в изучении Торы

Написано в трактате Брахот (17а): «каким образом женщины удостаиваются [света Торы, который дает душе вечную жизнь]? Благодаря тому, что отправляют своих сыновей в дом учения, и ожидают, пока их мужья вернутся из дома собрания раввинов.»

Из этого можно заключить, что важнейший аспект награды, которую женщина получает в грядущем мире, — это заслуги и успехи ее мужа и сыновей на поприще изучения Торы.

Женщина, которая с радостью снимает с мужа часть обязанностей по ведению дома, чтобы дать ему возможность изучать Тору, удостаивается великой награды. Если же ей удается пробудить и увеличить интерес мужа к изучению Торы, то награде ее нет никакой меры.


http://www.beerot.ru/?p=89636