Законы уединения 2 — Ихуд — Часть 1

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

2808

Через какое время уединение становится запретным?

Если продолжительность ихуда зависит только от самих «уединяющихся» и помешать им не могут, запрещено уединяться даже на секунду. Если же больше определенного времени они находиться в уединении не смогут, и это время составляет тридцать пять секунд, то нарушения запрета не происходит. Согласно некоторым мнениям, если уединение является необходимым, то время, в течение которого нарушения запрета не происходит, составляет две минуты. По другим мнениям это три или даже пять минут. Если речь идет об уединении мужчины с несколькими женщинами, то, согласно некоторым мнениям, продолжительность разрешенного уединения увеличивается пропорционально количеству «уединяющихся» женщин. По более строгому мнению изначально это время составляет тридцать пять секунд. В случае необходимости следует выяснить у раввина, на какое из приведенных мнений разрешено полагаться.

Если ихуд запрещен мудрецами, то есть, когда уединяются более двух человек, разрешено полагаться на облегчающее мнение, – как в отношении продолжительности разрешенного времени ихуда, так и в отношении увеличении этого времени пропорционально числу «уединяющихся» женщин.

Ихуд с родственниками

Хотя интимные отношения с родственниками строжайше запрещены Торой, не со всеми родственниками запрещено уединяться. Объясняется это тем, что у человека с нормальной психикой отсутствует половое влечение к ближайшим родственникам. В перечень родственниц, с которыми мужчине разрешено уединяться, входят: мать, бабушка, прабабушка и так далее; дочь, внучка, правнучка и так далее. Родственники, с которыми разрешено уединяться женщине это отец, дед, прадед и так далее; сын, внук, правнук и так далее.

Можно ли мужчине уединяться с родной сестрой? А с сестрой только по отцу или только по матери? Об этом спорят законоучители, и принятый закон гласит, что временное уединение с сестрой не возбраняется, но совместное проживание (если больше с ними вместе никто не живет) запрещено. Какой ихуд считается временным? Мнения раввинов по этому вопросу также расходятся. Некоторые полагают, что это пребывание в состоянии ихуда до тридцати дней. Другие считают, что совместное проживание в течение такого времени, которое принято проводить в гостях у других людей, считается постоянным совместным проживанием. Существует авторитетное мнение, что продолжительность временного ихуда ограничивается тремя днями!

Если брат с сестрой живут в доме, где проживают и другие члены семьи или посторонние люди, то началом временного ихуда считается момент, когда в доме остаются только брат с сестрой. Если посторонним людям неизвестно, что это брат и сестра, им запрещено уединяться вообще, – чтобы это не выглядело так, как будто они нарушают законы ихуда. Кроме того, этот запрет действует, чтобы люди, не сведущие в законах Торы, не решили, что уединение мужчины и женщины разрешено.

Важно отметить, что когда мы говорим о родственниках, с которыми разрешено уединяться, имеются в виду только кровные связи. Приемные дети, отчим, мачеха, приемные братья и сестры, с которыми нет ни одного общего родителя, – в том, что касается законов ихуда, считаются посторонними людьми. В некоторых случаях законы ихуда в отношении таких родственников даже более строги, чем в отношении посторонних людей. [Прим. ред. Однако есть ситуации, когда в случае острой необходимости, есть законоучители, допускающие определенные облегчения. Поэтому в таких случаях – шаат а-дхак – следует посоветоваться с компетентным раввином.]

С другой стороны, поскольку именно кровное родство является условием разрешения уединения, герам разрешено уединяться со своими биологическими родителями, детьми, сестрами, братьями, – как в случае, когда они тоже прошли гиюр, так и в случае, когда они остаются неевреями.

Законы ихуда в отношении других родственников – дяди, тети, двоюродных брата и сестры, тещи, свекрови, зятя, невестки, – такие же, как в отношении посторонних людей, а в некоторых случаях даже строже, как это будет рассматриваться далее.

Очевидно, что могут возникать различные ситуации. Кроме того, следует учитывать особенности русскоязычной общины, где среди членов одной семьи могут быть как люди, соблюдающие заповеди, так и люди не соблюдающие. Да и среди соблюдающих – множество тех, кто вернулся к Торе после долгих лет жизни по нееврейским устоям. Поэтому в каждой конкретной ситуации следует консультироваться с опытным раввином, чтобы, с одной стороны, не допустить нарушения запрета ихуда, а с другой – не обидеть ближнего и не усложнять без причины жизнь себе и другим.

Применение некоторых законов ихуда, зависящее от особенностей уединившихся

В некоторых случаях закон может варьироваться в зависимости от рода деятельности, степени близости и поведения уединяющихся. Говоря об уединении с родственниками, мы упомянули, что в отношении тех из них, с кем уединяться запрещено, законы ихуда могут быть более строгими, чем в отношении посторонних людей. Это связано с тем, что эти люди знают друг друга, между ними существует родственная связь и они естественно близки, поэтому и вероятность нарушения запрета (спровоцированного уединением) выше. На языке Талмуда и Шулхан Аруха отношение мужчины к достаточно близко знакомой ему женщине называется либо гас ба. Если он уединяется с такой женщиной, то риск нарушить запрет выше.

В группе «повышенного риска» находится и ми ше-исукав им нашим – тот, кто связан с женщинами по работе. Это может быть женский портной, парикмахер, врач, ювелир и другие специалисты, услугами которых постоянно пользуются женщины. Они обычно лучше знакомы с особенностями женской психики, а женщины, в свою очередь, находятся в определенной зависимости от такого специалиста.

Более строгими являются законы ихуда и в отношении тех представителей как мужского, так и женского пола, которые не ведут себя в соответствии с правилами скромности. На языке Талмуда такой мужчина называется паруц, а женщина – пруца. Точно определить степень скромности каждого отдельного человека в интимных вопросах невозможно. Поэтому приходится прибегать к некоторым общим критериям, приведенными нашими законоучителями. Следствием этого является тот факт, что к довольно сдержанным в данной области людям могут быть применены более строгие законы, – только потому, что они не подходят под эти общие критерии.

В современном обществе те, кто не соблюдает законы Торы, в частности, допускают вольные отношения между полами, смотрят телевизионные передачи или пользуются Интернетом без ограничения, автоматически попадают в категорию паруц и пруца. Неевреи, которые не живут в соответствии с нормами еврейского закона, также попадают в эту категорию.

При каком количестве людей пребывание вместе называется ихудом, а при каком – нет?

Как уже было сказано ранее, многие поским считают, что ихуд запрещен Торой только в случае, когда уединяются двое. Мудрецы специальным постановлением расширили запрет, причем мнения по вопросу о том, что именно было запрещено мудрецами, разошлись. Шулхан Арух установил закон в соответствии с мнением тех, кто считает, что одной женщине запрещено уединяться с любым количеством мужчин. Рамо, комментатор Шулхан Аруха, мнению которого, как правило, следуют ашкеназские евреи, постановил, что уединение женщины с двумя мужчинами не возбраняется законами об ихуде. Исключение составляют мужчины, принадлежащие к категории паруц – с ними ихуд запрещен, сколько бы их ни было. Существует мнение, что тем, кто поступает согласно Рамо, ихуд может быть разрешен, даже если один из двоих мужчин имеет статус паруц. Другие считают, что в этом случае ихуд запрещен. Если те, кто уединяется, собираются спать, там должно быть не меньше троих мужчин. Но если есть трое мужчин, то нет ихуда, даже если все, кто уединился (или часть из них), крепко спят. Так же и во время экскурсий, походов на природу: если путь проходит по безлюдным местам, необходимо, чтобы присутствовали, как минимум, трое мужчин. Если их будет только двое и одному надо будет отойти (по понятным причинам), женщина останется наедине со вторым мужчиной и это будет нарушением запрета ихуда.

Шулхан Арух постановляет, что одному мужчине запрещено уединяться с любым количеством женщин. Рамо приводит облегчающее мнение, в соответствии с которым мужчине не запрещено уединяться с тремя и более женщинами. А ночью и в дороге – с четырьмя и более. Каков закон, если мужчина имеет статус паруц или близко знаком со всеми тремя женщинами (либо гас ба)? Мнения поским по этому вопросу разошлись. Некоторые разрешают, а другие запрещают такой ихуд.

Закон в ситуациях, когда уединяются много мужчин и женщин

Если количество уединившихся достаточно велико, то ихуда нет. Согласно принятому мнению, если трое мужчин находятся вместе с тремя женщинами, запрета ихуда не существует. Причем в данном случае не имеет значения, уединяются они ночью или днем, в безлюдном месте или в населенном пункте.


http://www.beerot.ru/?p=7129