Законы Шаббата рава Позена 20 — Глава 17 — Шеия (оставление), хазара (возвращение), атмана (укутывание) и умывание — Часть 2

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Позен

1823

Хазара (возвращение)

9. Запрет возвращения

Уже упоминалось, что нельзя поставить в Шаббат кастрюлю даже на плиту, которая груфа или ктума. В отношении недоваренной еды сама постановка кастрюли на огонь является нарушением запрета варки, но запрещено ставить на плиту и кастрюлю, к которой варка вообще не относится: например, кастрюлю с полностью сваренной  остывшей сухой или не остывшей жидкой едой. Причина запрет в том, что такое действие выглядит как варка.

Кроме того, есть гзера, запрещающая возвращать на плиту, которая не груфа или не ктума, даже кастрюлю, которая до этого стояла на ней. Причина та же: со стороны это выглядит, как будто варят в Шаббат. По мнению некоторых авторитетов, причина гзеры в том, что могут поправить огонь. См. ниже о том, что даже на плиту, которая груфа или ктума, не во всех случаях разрешают возвращать кастрюли.

Поэтому в наших странах принято накрывать газовые и электрические плиты, чтобы иметь возможность возвращать в Шаббат кастрюлю на огонь, и делают это способами, описанными выше в законах оставления. (Как и там, есть авторитеты, которые устрожают и также здесь считают, что в современных плитах покрытие огня не может помочь.) Тем не менее, законы возвращения отличаются от законов оставления тем, что здесь не помогает завязывание ручек, но необходимо именно покрыть огонь.

10. Возвращение на другую плиту

В случаях, когда разрешают возвращать в Шаббат кастрюлю на плиту, разрешают возвращать ее и на другую плиту, покрытую в соответствии с законом, даже если вторая плита горячее первой. Отсюда мы учим, что разрешается переставлять кастрюлю на другое место на том же покрытии, т.е. переставить кастрюлю на более горячее место. Тем не менее, это разрешается только тогда, когда кастрюля на первом месте сохраняла температуру яд соледет бо. В противном случае это будет считаться новым оставлением на плите (шеия). Все сказанное относится к случаю, когда кастрюля стояла на самой плите. Но когда она не стояла на самой плате, хотя и нагревалась от нее, например, стояла на баке для воды, который стоял на плате и т.п., запрещено переставлять ее на саму плиту, даже если плита покрыта. Некоторые авторитеты запрещают переставлять кастрюлю с одного места покрытия на другое, если под ней (в месте, где стояла кастрюля) изначально не было огня. Но и по их мнению разрешается это делать, если до начала Шаббата зажечь в том месте огонь, чтобы хорошенько прогреть там лист, и лишь затем погасить его. (Это похоже на закон, который приводит «Мишна Брура» от имени Рама /гл.253, м.п.102/, разрешающий возвращать кастрюлю на другую плиту, даже если там [под первой плитой] уже нет огня.)

Когда возвращают кастрюлю на покрытую плиту, не имеет значения, где она раньше стояла: на такой же плите или на обычном огне. В любом случае можно возвратить ее на плиту, которая груфа или ктума. Поэтому утром в Шаббат, если видят, что кастрюля выкипает (находится на непокрытом огне), разрешается приподнять ее и подложить под нее какое-нибудь покрытие. Таким образом, суть запрета возвращения: возвращать кастрюлю на плиту, которая не груфа и не ктума. И нас не касается, стояла ли она раньше на плите, которая груфа или ктума, или нет.

И необходимо знать, что все разрешения, которые есть в законах возвращения, относятся только к уже полностью сваренной еде. Кастрюлю же с недоваренной едой запрещается возвращать на плиту. И даже переставлять на другое на место на той же плите запрещено, даже если плита покрыта как положено. Во всем этом следует быть очень осторожным, так как легко можно прийти к нарушению Торы.

11. Если огонь потух в Шаббат

Если в Шаббат обнаружили, что огонь под кастрюлей потух, но плита под ней еще достаточно горяча, чтобы поддерживать температуры кастрюли на уровне яд соледет бо, разрешается переставить кастрюлю на другую плиту, покрытую согласно алахе. Если же плита уже остыла, но еда еще имеет температуру яд соледет бо, то разрешается, в случае большой необходимости, перенести ее на другую покрытую плиту. (Посредством нееврея, возможно, можно перенести кастрюлю на другую покрытую плиту все время, пока она достаточно горячая, чтобы употреблять ее в пищу в таком виде). И все же, в случае, когда к содержимому кастрюли не относится запрет варки (например, кастрюля содержит сухую еду, даже остывшую, или жидкую еду, окончательно не остывшую), можно посоветовать поместить ее на другую кастрюлю, стоящую на огне, как было описано выше в гл.16, п.12, пп. А. Но нельзя заворачивать кастрюлю в тряпки. Это запрещено в Шаббат, как сказано ниже в законах укутывания. Все же можно перелить еду в другую посуду и уже ее завернуть в тряпки, так как запрет укутывания не относится ко второму сосуду. Можно также сохранить теплую пищу, перелив ее в термос (или поместив на радиатор).

12. Условия, разрешающие возвращение

Уже упоминалось, что разрешается возвращать кастрюлю даже на покрытую плиту только в случае, когда еще не прерывалась первая шеия (первое с начала Шаббата пребывание кастрюли на огне). Лишь в таком случае подобное действие называется возращением (хазара). Если же первая шеия прервана, возвращение кастрюли на плиту уже не называется хазарой (алахическим возвращением), а считается новым помещением на огонь, что запрещено в Шаббат, ибо выглядит как варка. Что считается «прерыванием» (нахождения на огне), а что все еще будет «возвращением» – необходимые для этого условия установили наши благословенной памяти мудрецы:

(А) Необходимо при снятии кастрюли с огня иметь в виду возвратить ее назад. В противном случае, подобное возвращение – новая шеия. (И, тем не менее, есть облегчающие авторитеты, которые в случае необходимости разрешают возвратить кастрюлю и без начального намерения, но только при условии, что кастрюля еще находится в руках.)

(Б) Кастрюля должна оставаться в руках. Но если ее уже выпустили из рук, это будет считаться установкой на плиту заново. Все же, при необходимости, можно облегчить в случае, если поставили кастрюлю на скамейку или стол и т.п. (но не на землю). Но разрешается изначальнослегка опереть кастрюлю на стол, держа ее в то же время в руках.

(В) Еда должна оставаться в первом сосуде. Но если переложили ее во второй сосуд, его уже нельзя вернуть на огонь (есть поским, облегчающие и здесь в случае необходимости).

(Г) Еще необходимо, чтобы кастрюля оставалась теплой. В противном случае ее нельзя возвратить даже на плиту, которая груфа или ктума (но есть, кто облегчают, когда еда сухая).

Редакция Беерот Ицхак выражает глубокую признательность раву Цви Вассерману и издательству «Швут Ами» за право пользоваться их переводом книги «Законы Шаббата в кратком изложении» на русский язык.


http://www.beerot.ru/?p=9279