Законы Шаббата рава Позена 27 — Главы 23-25 — Тканье — Распускание ткани (поцэа), Завязывание и развязывание узла

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Позен

1881

Глава 23. Тканье

1. Основная мелаха

Запрет ткать в Шаббат не зависит от способа, которым производится это действие. Наказание предусмотрено Торой не только за изготовление ткани, но и за любое действие, похожее на переплетение утка и основы (продольных и поперечных нитей). Поэтому нельзя давать детям игры типа плетения из соломки, так как это несомненное тканье.

2. Производная мелаха (толада)

Толада тканья – плетение волокон (а также волос). Поэтому запрещено заплетать косу на парике. Волосы на голове также нельзя заплетать, хотя это входит не в данную мелаху, а является производной строительства (гл.37, п.30).

Глава 24. Распускание ткани (поцэа)

Распускание ткани – одна из мелахот, которую производят в процессе тканья. Ее конкретные проявления разбираются комментаторами, и в ее определении есть расхождения. Мелаха включает в себя выдергивание нитей из одежды, утка или основы (продольной или поперечной нити ткани), и очень легко совершить подобное нарушение, когда на одежде распоролся шов, и из разошедшихся его краев точат нитки. Необходимо остерегаться, чтобы не выдернуть такие нитки, и даже одну единственную нить, уже наполовину висящую в воздухе, запрещено вытаскивать.

В эту мелаху входит также запрет отрывать кусочек ваты от большого куска.

Запрещено расплетать витую нить, разделять ее на более тонкие, сплетенные вместе нити. Нельзя также распускать фитиль или расплетать волосы, отделенные от тела человека, например, парик. (Однако запрет расплетать волосы у человека связан с мелахой разрушения).

Глава 25. Завязывание и развязывание узла

Эта мелаха совершается при изготовлении ткани. Например, иногда приходится связать порвавшуюся нить, иногда развязать образовавшийся узел. (При строительстве Мишкана было необходимо завязывать и развязывать узлы при изготовлении сетей для ловли хилазона – существа, из которого варили краску тхелет). Толада – свивать и развивать веревки.

1. Завязывание и развязывание

Хотя завязывание и развязывание – это две различные мелахи, мы соединили их в одной главе, так как они связаны друг с другом и в большинстве случаев объединяются общим определением. Например, запрет развязывать узел в Шаббат относится только к таким узлам, завязывая которые в Шаббат, мы совершаем запрещенную мелаху завязывания узлов. И, устанавливая ограды и гзерот в мелахе развязывания, мудрецы запретили развязывать такие узлы, которые запрещено завязывать как минимум постановлением мудрецов. Но, если узел был завязан разрешенным способом, то и на развязывание его нет запрета. Т.е. мелаха развязывания противоположна завязыванию, и они соотносятся друг с другом так же, как мелахот разрывание и шитье, стирание и писание, разрушение и строительство.

2. Какой узел запрещен?

Существует спор между ришоним о том, какой именно узел запрещен непосредственно Торой, и какой – постановлением мудрецов (запрет дерабанан). Поскольку есть различные мнения в определении соответствующего закона Торы, также и в постановлениях мудрецов есть некоторые расхождения, поэтому принято устрожать и в том, и в другом случае. Например, запрещено завязывать любой тугой узел, даже если имели в виду развязать его в тот же день. Также запрещено делать узел, который, хоть и не затянут сильно, но его не собираются развязать в тот же день. По этой причине запрещен в Шаббат двойной узел, независимо от того, намереваются ли его развязать в тот же день, а также любой другой узел, который завязывают с тем, чтобы он не развязывался сам по себе. Запрещено делать даже одинарный крепко стянутый узел, который не может развязаться сам, например, связывать два конца какой-то вещи одним устойчивым узлом. Этот же запрет относится и к одной нити, когда завязывают на конце узелок, хорошо затянутый и прочный. Однако, возможно, следует разрешить завязывать двойным узлом широкие пояса, которые часто можно встретить, например, на женских плащах, поскольку их обычно не затягивают.

3. Бантик поверх узла

Разрешено делать бант поверх узла, если его намереваются развязать в тот же день, то есть в течение 24 часов. Но бант, который обычно завязывают на длительный срок, запрещено делать в Шаббат, даже если на этот раз его хотят развязать в тот же день.

Получается, что любой немного тугой узел, запрещено завязывать и развязывать в Шаббат, если его не собираются развязать в течение 24 часов. И даже если его собираются развязать в течение 24 часов, однако обычно такой узел завязывают на долгое время, будет запрещено завязывать и развязывать его в Шаббат.

4. Развязывание узла

Как мы уже говорили, любой узел, который запрещено завязывать в Шаббат, запрещено также и развязывать, и степень строгости запрета развязывания зависит от степени строгости запрета завязывания. Т.е., если Тора запрещает завязать данный узел, значит и развязать его – тоже запрет Торы. Если же его завязывание это только запрет мудрецов, то соответственно и развязывание его является запретом мудрецов. Правило это, однако, действует лишь в тех случаях, когда узел завязывают или развязывают сознательно. Если же узел возник случайно, сам по себе, то, даже если завязывание узла такого типа в принципе запрещено Торой, разрешается развязать его в Шаббат.

Более того, если было намерение завязать разрешенный в Шаббат тип узла, а из него получился запрещенный, и в этом случае нет запрета развязать такой узел. И даже если до Шаббата, в будний день, намеревались завязать запрещенный узел (например, узел с бантиком, который должен продержаться несколько дней), а нечаянно вышел другой тип запрещенного узла (двойной узел), то, даже если этот второй узел тоже оказался запрещенным для завязывания, его можно развязать в Шаббат, поскольку он возник непреднамеренно.

Хотя, как это ясно из вышесказанного, запрещено развязывать в Шаббат двойной узел, в отдельных случаях это разрешено (даже если он завязан сознательно). Например, когда узел причиняет страдание, и, в частности, когда он несильно затянут, разрешается развязать его, если изначально его намеревались развязать в тот же день. Например, человеку, завязавшему в канун Шаббата на ботинках не слишком сильно затянутый двойной узел с намерением развязать его в тот же день, разрешено развязать узел в Шаббат, если он хочет снять ботинки, так как в ботинках спать он не может. (Однако можно дать нееврею развязать такой узел, даже если он не причиняет неудобства.)

5. Разрывание и разрезание узла

Узел, который разрешено развязать в Шаббат, можно также разорвать или разрезать, но, тем не менее, не следует поступать так перед людьми, не знающими законов. Но узел, который запрещено развязывать, нельзя разрывать и разрезать. И всегда предпочтительнее развязать узел, чем его разрывать или разрезать. [Вопрос о том, можно ли разорвать или разрезать узел, завязанный не на нити, а на вещи, сделанной их ткани (как, например, иногда шнурки для туфлей), требует более детального рассмотрения].

6. Узел на еде

Нет запрета развязывать узлы, завязанные на еде. Т.е., если несколько видов пищи или несколько порций связаны вместе, такой узел разрешается развязать в Шаббат. И если еда обвязана нитью, также разрешается развязать эту нить. Даже если еда была завернута в обертку, поверх которой завязана лента, разрешено развязать или срезать ленту. Само собой разумеется, что и веревку, связывающую продукты, разрешено разрезать. Этот же закон относится и к зашитой фаршированной птице, на которой также разрешено разрезать нить.

7. Вставление в одежду ремней, шнурков и т.п.

Если из одежды или из обуви выпал ремень или шнурок, концы которых в будни обычно завязывают, запретили любым образом возвращать их в Шаббат из-за опасения, что придут к завязыванию узла. Если же их обычно не завязывают, то разрешение зависит от того, трудно ли это сделать. Если ремень или шнурок вставляются без труда, это разрешено, в противном же случае действие расценивается как починка предмета и запрещено. Тем не менее, разрешили вставить шнурок или ремень в обувь или одежду, только когда данный шнурок или ремень уже однажды использовали, или если в этой одежде или ботинке уже был однажды ремень или шнурок. Новые же шнурок или ремень запрещено вставлять даже в старую одежду, и старый ремень запрещено вставлять в новую одежду, даже когда нетрудно это сделать. Отсюда мы учим, что разрешается вставлять только использованные уже ремни или шнурки и только в одежду или обувь, в которых уже был ранее какой-либо шнурок и т.п. И все это только при отсутствии затруднения в их вставлении, например, когда отверстия немного расширены. (Что касается той обуви, которую можно одевать и без шнурков, в случае нужды следует спросить у раввина, как поступить, если есть только новые шнурки.)

Редакция Беерот Ицхак выражает глубокую признательность раву Цви Вассерману и издательству «Швут Ами» за право пользоваться их переводом книги «Законы Шаббата в кратком изложении» на русский язык.


http://www.beerot.ru/?p=11815